В поисках русского следа

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/03/26.jpg

Фамилия бывшего работника «Звёздочки» Николая Коростеля хорошо знакома северодвинцам. Мои коллеги часто берут у него и его супруги Елены интервью о жизни в Киркенесе, куда семья перебралась восемь лет назад. Моё же внимание привлекло хобби Николая, о котором узнала случайно. Заинтересовало оно, как потом выяснится, и канал «Культура». Уже после беседы с Николаем я поняла: случайной наша встреча не была.

Как увлечение историей привело живущего в Киркенесе северодвинца на телеканал «Культура»

Расследование начинается
Жизнь в Норвегии скучной не назовёшь. Во всяком случае именно здесь у инженера появились увлечения, на которые в Северодвинске не оставалось времени. Близость природы и спонтанная покупка металлоискателя подвели его к поисковой деятельности.
— Купил посмотреть, что это такое, — вспоминает Николай. — Хотел искать монеты, что-нибудь историческое. Но это быстро переросло в поиск русского следа. Приметы Второй мировой войны здесь повсюду.
В Норвегии, по словам Николая, нет поисковых отрядов. Есть отдельные энтузиасты, ряды которых он и пополнил. За несколько лет северодвинец собрал коллекцию солдатских вещей. В ней фляжки, пуговицы, бляхи, гильзы. Особо дорога ему ложка, которая сделана из консервной банки. Её он обнаружил на месте бывшего немецкого лагеря военнопленных.
После каждой такой находки начинается целое расследование. Николай отмывает щёточками проржавевшие надписи, с лупой расшифровывает инициалы, на что иногда уходит не один день.
Он держит связь с поисковиками Мурманской области, посещает специализированные форумы, изучает военные архивы и журналы боевых действий. Всё для того, чтобы установить имена бойцов и найти их родственников.

Освобождённый первым
Со своим увлечением Николай попал в точку. Ведь Киркенес стал первым норвежским городом, освобождённым Красной армией от фашистов. Этому предшествовала знаменитая Петсамо-Киркенесская операция, начавшаяся 7 октября 1944 года. Её осуществляли войска Карельского фронта при поддержке Северного флота.
Собирательному образу советского солдата-освободителя посвящён памятник, установленный в Киркенесе ещё в 1952 году. Норвежцы приходят сюда минимум дважды в год: 25 октября (день освобождения Северной Норвегии) и 8 мая.
К нему, оказавшись в Киркенесе благодаря участию в проекте «Robota-2018», первым делом направилась и я.
Мой дед Анатолий Сергеевич Богданов был участником той самой операции. Ему повезло вернуться домой живым. Когда я рассказала Николаю, что дед был сапёром в 24-м стрелковом полку и окончил войну в Польше, тот сразу загорелся.
— Десятка, похоже! — обра-довался Николай, имея в виду знаменитую 10-ю дивизию.
В её рядах воевали Герои Советского Союза Павел Стрельцов и наш земляк Александр Торцев. Николай попросил сообщить имеющиеся у меня сведения о деде: любая информация может дать зацепку для поисков других бойцов.

Книга из прошлого
— Когда в руках держишь эту книгу, словно в машине времени оказываешься, — признаётся мой собеседник.
К нему она попала в 2012 году — после того, как Николай начал изучать окрестности с металлоискателем. Эту семейную реликвию ему показал местный пенсионер, узнав про увлечение русского инженера. Во время войны в доме Людвига развернулся госпиталь. И на форзаце первой попавшейся под руки книги советские санитары вели регистрацию поступавших раненых. Родители Людвига сохранили издание, а сам он безуспешно пытался выяснить судьбу солдат через газету в 1990-е.
Те, кто помогал ему делать перевод записей, не заметили, что одно из имён перечёркнуто, а сверху написано «умер». Признаться, и я не сразу увидела эту тонкую черту. А Николай заметил! Так стала известна судьба красноармейца Константина Ильича Чурилова 1905 г.р., числившегося пропавшим без вести.
В госпиталь, согласно записи, его эвакуировали 22 октября 1944-го. У семьи связь с ним прервалась ещё в сентябре.
— Скорее всего, его как раненого выписали из части, а в госпиталь принять не успели, — рассуждает Николай. — Такое в те времена случалось. Он поступил с осколочным ранением почки. Его раздели, осмотрели, а потом он, вероятно, скончался. Бойца похоронили в спешке где-то рядом.

Разворот в газете
Поисковики из Мурманской области помогли Николаю найти родственников Константина Чурилова под Новосибирском. У него было пять детей. Брат Константина до послед-него пытался выяснить его судьбу, однако, к сожалению, два года назад его не стало.
Но для внуков и правнуков Чурилова эта весть стала настоящей победой над временем! Правнучка Константина Ильича теперь хочет найти место захоронения прадеда.
— У меня есть данные квадрата, где он был похоронен, — рассказывает Николай Коростель. — Это километр на километр в лучшем случае. Но не факт, что тело лежит именно там: его могли перезахоронить.
Местная газета Киркенеса «Сёр-Варангер авис» посвятила целый разворот этой интересной истории поиска.
— Удивительно было, что Коля только намекнул журналисту о находке, а он сразу пришёл, да ещё и такой большой материал написал, — рассказывает Елена Коростель. —
Местные люди тут проявляют большой интерес к истории.
И уважают память о тех, кто освободил их от четырёхлетней немецкой оккупации.
Север Норвегии вообще стоит особняком по отношению к остальной части страны, члену НАТО. Русско-норвежскую дружбу здесь не пошатнули ни железный занавес, ни санкции. Вот и сегодня десять процентов его жителей говорят по-русски, а у мэра Рюне Рафаэльсона русский секретарь.

3

Норвежский феномен
Киркенес отличает от других европейских городов и
то, что здесь никогда не пытались снести или разрисовать памятник советскому солдату.
Режиссёр канала «Культура» Евгений Безбородов назвал происходящее норвежским феноменом.
Телеканал снял серию фильмов про советские памятники за рубежом из цикла
«Память». В Киркенес съёмочная группа приезжала в июне 2018 года. Режиссёр общался с простыми норвежцами и, конечно, с увлёкшимся поисками северодвинцем.
Николай возил его на места боёв, показывал так называемый русский камень. На нём надпись, сделанная нашими солдатами в честь соединения с войсками союзников на Эльбе в 1945 году. Есть в Киркенесе также памятный знак советским бойцам, установленный на месте массового захоронения. А в краеведческом музее хранится сбитый под Киркенесом советский штурмовик ИЛ-2, который восстанавливали в России.
Почему норвежцы до сих пор относятся к этому с большим уважением?
— Наши войска освободили эти земли и не пытались насаждать свои порядки, вмешиваться во внутренние дела государства, — считает Николай Коростель. — Поэтому для местного населения они навсегда останутся освободителями.
Подтверждают это свежие гвоздики и венки у памятника советскому солдату, который я увидела здесь совсем не в памятные даты.

Фото из архива Николая Коростеля

Киркенес, Норвегия

***

ВЫШЛА В ЭФИР

Передача «Русские в Киркенесе» из цикла «Память» прошла 21 февраля.
Её запись можно найти на сайте канала «Культура»: www.tvkultura.ru

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей