Большие победы маленьких героев

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/02/84.jpg

Я долго настраивала себя на то, чтобы посетить детское онкологическое отделение Архангельской областной дет-ской клинической больницы (АОДКБ). Боялась уйти оттуда с тяжёлым сердцем. Но оказалось всё наоборот — посещение отделения оставляет светлые чувства. Яркие стены, сердечный медперсонал и улыбки мам, которые находят время для шуток, когда выходят из закрытых боксов. Здесь врачи, родители и дети — одна команда, взявшаяся за борьбу с недугом. И они настроены на победу! Сюда приходят волонтёры, это место для различных благотворительных акций. Получается, что именно здесь про-являются лучшие качества людей...

15 февраля — Международный день детей, больных раком

Загадки онкологии
В преддверии Дня детей, больных раком, я приехала в АОДКБ для беседы с доктором медицин-ских наук, главным детским онкологом Архангельской области, заслуженным врачом РФ, профессором Иваном ТУРАБОВЫМ (на снимке).

14

— Иван Александрович, правда ли, что растёт число выявления злокачественных опухолей у детей?
— Эта тенденция прослеживается во всём мире, в том числе и в Северо-Западном округе России. За последние пять лет рост онкологической заболеваемости у детей в Архангельской области составил 18—19%.
— В чём причина такого роста?
— У нас одна из лучших в России система выявляемости и регистрации онкобольных детей. Мы учитываем каждый случай, который пополняет общую статистику. А вот утверждать, что неблагоприятные климатические, экологические или другие причины могут способствовать появлению опухолей, мы не можем. На самом деле картина в нашей области мало отличается от той, что есть в других регионах. В Поволжье даже чуть выше уровень заболеваемости.
— Как насчёт распространённого в народе мнения, что в Северодвинске риск заболеть опасным недугом выше в связи с работой заводов Центра атомного судостроения?
— Подобные разговоры велись всегда. Однако, по статистике, раковых заболеваний у взрослых и детей здесь не больше, чем в других районах области. Кстати, в Архангельске цифра выше, чем в городе корабелов, и эту тенденцию я отслеживаю давно. Сегодня первичная онкологическая заболеваемость держится на уровне 15—18 случаев на 100 000 детского населения. Это средний показатель по стране. В Северодвинске он около 13.
— Можно ли считать мифом утверждение, что чистый воздух и вода обезопасят от рака? А также правильный образ жизни и питание?
— Прямых доказательств этому нет, особенно в отношении детей. Например, злоупотребление чипсами может сказаться на появлении других заболеваний: гастрита, диабета, желчекаменной болезни и т.д. У детей появление опухоли чаще всего случайное явление (как мы говорим, спорадическое).
Конечно, есть новообразования, например на сетчатке глаза, которые могут переходить из поколения в поколение. В моей практике был случай:
я зашёл в палату к маленькому пациенту, а там сидели его папа и дедушка. И у обоих не было правого глаза. Склонность к ретинобластоме в этой семье передавалась по наследству.
Но таких случаев мало.

Поломка на уровне ДНК
— В чём же тогда истинные причины?
— Большинство злокачест-венных новообразований возникают вследствие какой-то поломки на уровне генетического аппарата. У взрослых эта поломка связана с образом жизни, профессией, возрастными изменениями. Чем старше человек, тем больше у него возможность, как мы говорим, дожить до своего рака. Из-за того, что изнашивается его основной информационный аппарат — ДНК, больше вероятность возникновения опухоли.
Но к детям этот факт не относится. Если мы говорим о болезни первых пяти лет жизни — причина чаще всего кроется во внутриутробном развитии. Именно тогда появилась порочная клеточка, которая может «спать» какое-то время, и внезапный её рост никто предугадать не может. Что-то должно произойти, чтобы она проснулась и стала активно делиться. Это может быть стресс, когда весь организм подвергается серьёзному воздействию. Или резкая смена климата. Или подростковый возраст, когда происходит колоссальная перестройка организма.
— И всё-таки если мама решит обезопасить своего ребёнка и сделать, скажем, обследование всего организма?
— Пока опухоль не начнёт расти, обследование ничего не покажет.
— А анализы на онкомаркеры?
— Есть определённые онкомаркеры, но они «работают» в отношении какой-то определённой опухоли. Каждому ребёнку делать эти анализы бессмысленно.
— Какой тип рака у детей преобладает?
— На первом месте у детей стоит лейкоз крови — на его долю приходится около 30% всех случаев детской онкологии. Примерно 20% приходится на опухоли головного мозга, 15% — так называемые лимфомы (системные заболевания, поражающие лимфатическую систему). Но хочу отметить, в нашем регионе заболеваемость лейкозом меньше, чем в среднем по России.
— Вы более тридцати лет занимаетесь этой непростой темой. Раньше болеющих детей было меньше?
— Сложно сравнивать. В абсолютном выражении таких детей было больше. Но и населения было больше. По сравнению с 1991 годом количество детей в нашей области упало почти в два раза! В 1991 году детское население (до 15 лет) в Архангельской области насчитывало 390 тысяч, сейчас — около 185 тысяч.
Тенденция характерна для всех регионов Северо-Запада, за исключением Санкт-Петербурга. Демографическая ситуация у нас весьма плачевна. Это связано и с миграцией, и с тем, что женщины стали меньше рожать.

Настрой на излечение
— Если вовремя выявить болезнь, возможно ли сегодня её успешно вылечить?
— В июне прошлого года я делал доклад на конференции детских онкологов СЗФО. Так вот: в нашем округе высокоинтеллектуальные врачи, хорошее оборудование, и смертность детей от онкологических заболеваний неуклонно снижается. А в Архангельской области этот показатель более обнадёживающий, чем в других регионах. Появляются новые технологии. Поэтому прогнозы у нас оптимистичные.
— Какие дадите советы
мамам и папам, чтобы свести риск к минимуму?
— Быть внимательными к детям, разговаривать с ними и, если возникают изменения в поведении и характере ребёнка, идти к врачу. Например, у сына или дочки не должна болеть голова, если нет повышенной температуры. Если малыш часто устаёт, старается прилечь, вместо того чтобы играть, — бейте тревогу.
— По вашему опыту, насколько важен позитивный настрой в лечении?
— Я сам всегда беседую с родителями. Понятно, что они испытывают шок. Но я убеждаю: при ребёнке у вас не должно быть ни слёз, ни плохого настроения. Поплакали в сторонке — умылись, причесались и подходим к малышу с улыбкой. Ведь лечат не только врачи, но и настрой родителей. Многие дети, мамы и папы, пережив этот сложный опыт, воспринимают потом каждый прожитый день как подарок.
А лучшая награда для меня как для врача и декана педиатрического факультета СГМУ — когда «наши» дети сами становятся докторами, чтобы помогать другим. И когда, став родителями, присылают снимки своих здоровых детей.
Фото автора и из архива фонда «Подари жизнь!»

***

В ЦИФРАХ
•Первичная онкологическая заболеваемость детей в СЗФО за последние годы выросла на 19%
•Смертность от онкологических заболеваний детей за последние 5 лет в СЗФО снизилась на 17,9%
•Ежегодно в Архангельской области около 40 детей получают диагноз «рак».

***

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ
Организация «Триединство» (рук. Нина Костюкова) проводит благотворительный концерт, средства от которого пойдут на помощь больным детям.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  

Архив записей