Арктические заказы завода № 402

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/02/113.jpg

Платформы «Арктическая» и «Приразломная» — о них написаны сотни страниц, сняты десятки сюжетов, в интернете вдоволь фото. Между тем история полярного судостроения в Северодвинске гораздо богаче. Она началась в середине XX века.

68 лет назад в Молотовске построили паромы для Оби и Енисея

Восставший из прошлого
Сегодня активно обсуждаются перспективы строительства Северного широтного хода — дороги, которая соединит Ямал с Уралом, северо-западную и центральную части России. Его также называют реинкарнацией советского суперпроекта — Великого северного железнодорожного пути. Проекта, в котором есть частичка труда мастеров завода № 402.
Идею прокладки железнодорожной магистрали в высоких широтах нельзя считать строго сталинским проектом. Ещё до революции 1917 года царскому правительству были представлены проекты строительства «чугунки», соединяющей Мурманск с Обью, Сургутом, северным берегом Байкала, и с окончанием у Татарского пролива.

Альтернатива Транссибу
Советская власть отнеслась к этому царскому наследию очень внимательно. В 1924 году так называемая Трансполярная магистраль (официально — Великий северный железнодорожный путь) появилась на карте-схеме развития железных дорог СССР.
Начало реализации проекта относят к 1937 году, когда узники ГУЛАГа приступили к строительству Печорской железной дороги (Котлас — Воркута). В годы Великой Отечественной войны магистраль приобрела стратегическое значение. По ней шли составы с углём Печорского бассейна.
22 апреля 1947 года подписано постановление Совета министров СССР о строительстве в Обской губе в районе мыса Каменный нового морского порта, который с большой землёй связывала бы железная дорога от станции Чум (южнее Воркуты).

Последняя корректировка
В 1949 году было решено перенести порт из Обской губы в город Игарка, на правый берег Енисея, модернизировав уже имеющееся хозяйство. Общая протяжённость железнодорожного пути должна была составить 1482 километра.
Заводу № 402 было заказано строительство железнодорожных паромов для переправ через Обь в районе Салехарда и Енисей в районе Игарки.

Достойны премии
Паромы — двухвинтовые дизель-электрические речные открытые суда — должны были перевозить за один рейс 32 товарных вагона и 130 пассажиров. Помещения для людей в трюме были общими, за исключением двух трёхместных кают для матерей с детьми. Команда состояла из 78 человек.
При создании паромов заводским инженерам и мастерам пришлось решить немало серьёзных задач. О том, насколько качественно была организована и выполнена эта работа, говорит тот факт, что в 1952 году заместителю начальника конструкторского отдела В.П. Воверису, начальнику цеха 9 Е.В. Нестерову и начальнику участка цеха 40 А.П. Махинину была присуждена Государственная премия СССР.
Всего было построено четыре парома. Сдавались они попарно: «Надым» (с 1955 г. — «Восточный») и «Заполярный» — в июле 1951 года, «Северный» и «Чулым» (с 1955 г. — «Южный») — ровно через год.

Новая акватория
Великий северный железнодорожный путь должен был быть готов к 1955 году. Но после смерти Сталина на этом проекте был поставлен крест. Паромы доставили в Севастополь, где переоборудовали для плавания в морских условиях и отправили трудиться на Керченскую переправу. Паром «Восточный» был списан только в 1987 году, «Южный» — в 1989-м, «Заполярный» — в 1991-м, «Северный» — в 2002-м.
Интересно, будет ли присвоено одно из этих имён новой, рождённой в Северодвинске арктической технике?

Северная дружина

Говоря об арктических заказах, нельзя не вспомнить и таких тружеников моря, как несамоходные лихтеры. Их строили с 1950 по 1955 год. Всего в северном доке цеха 50 создано 25 кораблей этого класса.
Названия звучат как музыка древних северных мифов: «Ваенга», «Анабара», «Иоканка», «Сояна», «Тарусса», «Имандра», «Селигер», «Маленга», «Тунгуска» и другие. Они перевозили лес и уголь из Нарьян-Мара в Мурманск и на архипелаг Новая Земля. Постепенно район плавания расширялся. Лихтеры встречали и провожали в портах Польши, ГДР, Швеции, ФРГ, Финляндии и Норвегии. В 70-х годах они уступили место новому поколению перевозчиков.

При подготовке статьи использованы данные из открытых источников, статья «Железная дорога-призрак: трагическая история» с сайта ribalych.ru от 23.01.2014 и материалы справочника «Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 — ФГУП «ПО «Севмаш» (1942—2001)». Автор-составитель С.А. Спирихин. Изд-во «Правда Севера», 2006 г.

Михаил АНДРЕЕВ

Фото famhist.ru

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  

Архив записей