MENU
Ради эксперимента мы решили проверить, соответствует ли объём заявленной цифре в обычной пачке кефира. На упаковке сказано, что внутри — 438 мл. Если верить мерному стаканчику, на деле мы купили чуть меньше — 425 мл (250 +175). Ради эксперимента мы решили проверить, соответствует ли объём заявленной цифре в обычной пачке кефира. На упаковке сказано, что внутри — 438 мл. Если верить мерному стаканчику, на деле мы купили чуть меньше — 425 мл (250 +175).

08.02.2019 • Колонка редактора

То «девяток», то недовес

Причём обманутым не в прямом смысле. Потому что те, кому нужно продать товар, давно уже научились манипулировать сознанием покупателей. Мы уже привыкли к ценникам, оканчивающимся на числа 90, а то и все 99. Это правило действует не только в магазинах электроники, но и в продуктовых. Более того, в последние годы нас приучили обращать внимание ещё и на объём упаковки. Чтобы спрос на товар не падал, производители не повышают на него цену, а уменьшают вес

13

Как уйти из магазина не обманутым?

Сколько в граммах?
Раньше, покупая пакет сахара или крупы, можно было не сомневаться, что там ровно 1 кг. Теперь же найти килограммовую фасовку — задача не из лёгких. Крупы сейчас чаще всего продаются в упаковках по 0,8 кг, сахар — 0,9 кг и т.п. Даже шоколадки нередко весят не привычные 100 г, а скромные 95. Коснулись изменения и напитков: молоко и сок всё чаще продаются не по литру, а по 0,9 или 0,95. Хотя встречаются и исключения: к примеру, мука в большинстве случаев расфасована по килограмму.
Тем не менее в начале года уменьшение объёмов стало особенно заметным из-за появившихся на прилавках «девятков» яиц. Упаковки для них встречаются разные: в одном случае используют привычные картонные для 10 яиц, одну из ячеек оставляя пустой. В другом — специальные пластиковые упаковки ровно для девяти яиц. Но в обоих случаях количество товара — это не ошибка, а задумка производителя.
В Северодвинске такие упаковки пока не появились, но кто знает: возможно, ждать осталось недолго?

Извлекая выгоду
Интересно, почему именно злополучный девяток так взбудоражил общественность? Казалось бы, неплохая уловка, наравне с 900-граммовыми пачками сахара. Но нет: в глаза этот недобор бросился гораздо сильнее. Особенно, учитывая, что девяток по стоимости не уступает десятку.
Но некоторые производители и из этого «яичного скандала» сумели извлечь выгоду.
С недавних пор в фирменных магазинах одной из крупных птицефабрик Свердловской области начали продавать упаковки с целой дюжиной яиц! Цена за 12 штук лишь немного выше той суммы, что приходилось платить за десяток. Сложно сказать, извлёк ли производитель из этого хода финансовую выгоду, но рейтинг птицефабрики среди покупателей точно возрос. Новость о дюжине яиц мелькала даже в федеральных СМИ.
Кстати, яичный вопрос вывел проблему недовеса на новый уровень и поднял интерес к ней властей. Так, депутат Госдумы Михаил Дегтярев предложил главе Минпромторга РФ ввести чёткую систему стандартов фасовки продуктов, сообщает «Российская газета». «Иногда люди только дома обнаруживают, что купили меньше, чем хотели, и чувствуют себя обманутыми», — говорится в обращении депутата. По мнению законодателей, необходимо принять нормативно-правовые акты, узаконивающие требования к фасовке хотя бы тех продуктов питания, которые входят в потребительскую корзину, чтобы для молока, круп и яиц действовали единые стандарты.

Псевдокилограмм
А иногда производители переходят все мыслимые границы и уже не манипулируют сознанием покупателей, а попросту обманывают. О таком нетипичном случае нам рассказал северодвинец Сергей Стрюков. В одном из магазинов города продавалась упаковка пельменей, на которой крупными буквами было написано: «В нашем пакете 1 кг». Только вот когда пачку поставили на весы, они показали совсем другое — 885 граммов. Значительная разница, согласитесь.
Как нам пояснила ведущий специалист-эксперт Северо-двинского территориального отдела Роспотребнадзора Любовь Юдина, если вы обнаружили такое несоответствие ещё в магазине, первым делом следует вызвать заведующего. Если фасовка не магазинная, а заводская (как в нашем случае), то ответственность за ошибку несёт производитель. Заводу о сложившейся ситуации может написать как сотрудник магазина, так и сам покупатель. В последнем случае производитель может подарить покупателю, скажем, несколько пачек пельменей, чтобы исчерпать конфликтную ситуацию.
В ситуации с пельменями важно понять, единичный ли это случай или уже тенденция. Для этого хорошо бы взвесить аналогичную пачку. Вдруг там будет килограмм?
— Если недовес только в одной пачке, то виноват, скорее всего, человеческий фактор, — говорит Любовь Юдина. — Например, если это была послед-няя пачка на конвейере и в неё по невнимательности положили меньше, чем нужно.
А если товар фасовался в магазине (по упаковке это обычно несложно определить), то о недовесе тоже стоит сообщить заведующему. Либо можно оставить запись в книге жалоб и предложений. Но учтите: этот подход работает, только если вы обнаружили недовес сразу, ещё в магазине, либо дома, но не успев вскрыть пачку. Иначе доказать ошибку будет сложно.
Фото Яны Новиковой и со страницы Сергея Стрюкова «ВКонтакте»

***

НЕ ПЕРВЫЙ ГОД
Уловки с уменьшением тары при прежней цене в мире давно известны и даже имеют название — шринкфляция. В России, по оценке экспертов, это практикуется с 2012 года. Но девяток яиц стал наиболее резонансным примером.

***

А ЦЕНЫ ВСЁ РАСТУТ
По данным Росстата, в декабре в 30 субъектах РФ зафиксирован заметный (до 20% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года) рост цен на яйца. Такого скачка не было с 2015 года.

Comments are closed.

« »