MENU
Эсминец «Разъярённый» в годы войны. Эсминец «Разъярённый» в годы войны.

31.01.2019 • Политика

За что маршал Жуков моряка Сесь поощрил

В текущем году предприятию «Звёздочка» исполняется 65 лет. Одним из самых плодотворных годов его производственной деятельности по ремонту военных кораблей и судов гражданского назначения был 1957-й

 

Бывший старшина второй статьи Константин Сесь.

Бывший старшина второй статьи Константин Сесь.

В тот год завод отремонтировал: три эсминца времён Великой Отечественной войны — гвардейский «Гремящий», «Грозный» и «Разъярённый», два корабля радиолокационного дозора, рыболовецкие траулеры «Астрахань» и «Гольф-стрим», танкер «Ненец»; по-строен первый корпус буксира для Северного речного пароходства, и велось строительство головного причала плавучего разборного. А заводу от роду было всего-то три года!
О тех ремонтах эсминцев есть что вспомнить ветерану «Звёздочки» Константину Сесь, в 1957 году служившему старшиной команды трюмных машинистов на эсминце «Разъярённый».
Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, многих медалей и знака «За заслуги перед Северодвинском», ветеран завода (бригадир слесарей-монтажников цеха 15) и Северного флота вспоминает:
— В 1956 году в Северо-двинск пришли два железнодорожных эшелона, в которых было около шести тысяч моряков с разных флотов. Я прибыл с Балтики и вместе с другими сослуживцами направлен на эсминец «Разъярённый». Помню, кораблями разных рангов были заставлены все причалы «Звёздочки», Севмаша, Беломорской военно-морской базы.
Мы сначала не знали, для чего здесь кантуется такая армада кораблей, и только спустя недели две узнали причину: собраны они для ремонта перед переходом на Новую Землю для… ядерных испытаний.
Напрашивался вопрос: зачем ремонтировать корабли, если их затопят во время испытаний? Говорят, так сперва думало и командование ВМФ: мол, отбуксируют туда всю эту флотилию, и ремонтировать не надо. Однако умные головы возражали: где взять столько буксирных судов, тем более что большинство из этих кораблей потеряли свои мореходные качества в годы войны и вряд ли без ремонта могут дойти до Новой Земли? Было принято решение: все корабли ремонтировать.
Перед глазами до сих пор эти картины: причалы завалены корабельным оборудованием, механизмами. Мы их на борт своего эсминца заносим на руках, так как кранов не хватает. Вместе с нами трудились и заводские рабочие, тоже зная причину срочного ремонта.
Не поверите, «Разъярённый», крепко потрёпанный в заполярных водах в годы войны, как будто заново рождался. Отлаживали турбины, дизели — аж 6 единиц, 15 цистерн, в которые предстояло загрузить около 600 тонн мазута, камбузное оборудование и т.д. Всё трудно вспомнить, но запланированные работы были выполнены своевременно и на нашем эсминце, и на других кораблях, кроме лидера «Баку», который остался в Северодвинске и под ядерный удар не попал.
В конце июля 1957-го несколько десятков кораблей друг за другом вышли в Белое море, взяв курс на Новую Землю. Видели бы вы, сколько горожан вышло их провожать — тысячи! Мы смотрели, как мужчины нам махали руками, женщины — платками и косынками. Провожающие знали: эти корабли не вернутся. (Константин Александрович произносил эти слова, сдерживая слёзы.)
Так и случилось. Вся эскадра в ходе ядерных испытаний в Чёрной губе южной оконечности Новой Земли ушла на дно.
***
За активное участие в этой операции и выполнение ответственного задания старшине второй статьи Константину Сесь была объявлена благодарность с занесением в личное дело и предоставлен внеочередной отпуск на 30 суток, без учёта дней на дорогу. Поощрение моряка-североморца исходило от маршала Жукова, который в тот период находился в Заполярье и которому был представлен список военно-служащих, отличившихся при ядерных испытаниях на Новой Земле.

Фото из музея «Звёздочки»

 

 

Comments are closed.

« »