За что маршал Жуков моряка Сесь поощрил

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/01/yivpfvpfukpuykpuk.jpg

В текущем году предприятию «Звёздочка» исполняется 65 лет.

Одним из самых плодотворных годов его производственной деятельности по ремонту военных кораблей и судов гражданского назначения был 1957-й.

В тот год завод отремонтировал: три эсминца времён Великой Отечественной войны — гвардейский «Гремящий», «Грозный» и «Разъярённый», два корабля радиолокационного дозора, рыболовецкие траулеры «Астрахань» и «Гольф-стрим», танкер «Ненец»; по-строен первый корпус буксира для Северного речного пароходства, и велось строительство головного причала плавучего разборного. А заводу от роду было всего-то три года!

О тех ремонтах эсминцев есть что вспомнить ветерану «Звёздочки» Константину Сесь, в 1957 году служившему старшиной команды трюмных машинистов на эсминце «Разъярённый».

Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, многих медалей и знака «За заслуги перед Северодвинском», ветеран завода (бригадир слесарей-монтажников цеха 15) и Северного флота вспоминает:
— В 1956 году в Северо-двинск пришли два железнодорожных эшелона, в которых было около шести тысяч моряков с разных флотов. Я прибыл с Балтики и вместе с другими сослуживцами направлен на эсминец «Разъярённый». Помню, кораблями разных рангов были заставлены все причалы «Звёздочки», Севмаша, Беломорской военно-морской базы.

Мы сначала не знали, для чего здесь кантуется такая армада кораблей, и только спустя недели две узнали причину: собраны они для ремонта перед переходом на Новую Землю для… ядерных испытаний.

Напрашивался вопрос: зачем ремонтировать корабли, если их затопят во время испытаний? Говорят, так сперва думало и командование ВМФ: мол, отбуксируют туда всю эту флотилию, и ремонтировать не надо. Однако умные головы возражали: где взять столько буксирных судов, тем более что большинство из этих кораблей потеряли свои мореходные качества в годы войны и вряд ли без ремонта могут дойти до Новой Земли? Было принято решение: все корабли ремонтировать.

Перед глазами до сих пор эти картины: причалы завалены корабельным оборудованием, механизмами. Мы их на борт своего эсминца заносим на руках, так как кранов не хватает. Вместе с нами трудились и заводские рабочие, тоже зная причину срочного ремонта.

Не поверите, «Разъярённый», крепко потрёпанный в заполярных водах в годы войны, как будто заново рождался. Отлаживали турбины, дизели — аж 6 единиц, 15 цистерн, в которые предстояло загрузить около 600 тонн мазута, камбузное оборудование и т.д. Всё трудно вспомнить, но запланированные работы были выполнены своевременно и на нашем эсминце, и на других кораблях, кроме лидера «Баку», который остался в Северодвинске и под ядерный удар не попал.

В конце июля 1957-го несколько десятков кораблей друг за другом вышли в Белое море, взяв курс на Новую Землю. Видели бы вы, сколько горожан вышло их провожать — тысячи! Мы смотрели, как мужчины нам махали руками, женщины — платками и косынками. Провожающие знали: эти корабли не вернутся. (Константин Александрович произносил эти слова, сдерживая слёзы.)

Так и случилось. Вся эскадра в ходе ядерных испытаний в Чёрной губе южной оконечности Новой Земли ушла на дно.

***

За активное участие в этой операции и выполнение ответственного задания старшине второй статьи Константину Сесь была объявлена благодарность с занесением в личное дело и предоставлен внеочередной отпуск на 30 суток, без учёта дней на дорогу. Поощрение моряка-североморца исходило от маршала Жукова, который в тот период находился в Заполярье и которому был представлен список военно-служащих, отличившихся при ядерных испытаниях на Новой Земле.

Фото из музея «Звёздочки»

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей