Восход и закат подводной «Альфы»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/01/152.jpg

Когда эти лодки поступили на флот, их сразу прозвали «автоматами»

Смелый замысел
А начиналось всё в 1959 году, когда СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») выступило с инициативным проектом «Малая скоростная подводная лодка-истребитель». Тема была более чем актуальна: флот стран НАТО активно пополнялся АПЛ — носителями баллистических ракет с ядерными зарядами. Именно для борьбы с ними и был нужен истребитель. Главным конструктором корабля стал Михаил Русанов, а научными руководителями проекта — сразу три академика: Анатолий Александров, Вадим Трапезников и Андроник Иосифьян.
Основные требования к лодке — высокие скорость и маневренность, мощные гидроакустика и вооружение. Естественно, она должна была иметь минимальные габариты и массу, совершенную гидродинамику и мощную энергоустановку. Выполнить всё это одновременно было невозможно без принятия новаторских технических решений.
Для корпуса в качестве основного материала был выбран титан — чудесный металл, почти вдвое легче и одновременно прочнее стали, к тому же абсолютно коррозионно-стойкий и маломагнитный. Но имел весьма серьёзные проблемы при сварке и механической обработке. Усилиями заводских инженеров и учёных НИИ «Прометей» с этим удалось справиться и создать малогабаритный титановый корпус корабля, водоизмещением всего 3000 тонн.
Другим новшеством стало сокращение экипажа. В ходе проектирования численность будущего экипажа составила 30 человек. Сочетать малочисленность экипажа с массой оружия и механизмов можно было лишь путём автоматизации всего и вся. Недаром, когда новые лодки поступили на флот, они сразу получили кличку «автоматы».
Создаваемая впервые в стране (возможно, и в мире) комплексная автоматизация корабля охватывала управление его движением, оружием, энергетической установкой и всеми общекорабельными системами.

Атомное сердце
Главная новация — выбор в качестве основной энергетической установки проектируемого корабля атомного реактора с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Важнейшим преимуществом реакторов с ЖМТ была их способность почти мгновенно выходить на полную мощность, что сделало АПЛ необычайно маневренными. «Альфа» на деле доказала, что способна часами «висеть на хвосте» условного противника, а если надо, уклониться от выпущенной в неё торпеды. Турбина в 40 000 лошадиных сил обеспечивала предусмотренную техническим заданием скорость под водой до 40 узлов (74 км/ч).

Невесёлая загадка
Первая (опытная) лодка К-64 строилась на ленинградском Новоадмиралтейском заводе в старинном эллинге, где строился крейсер «Аврора». Строительство проходило с большими трудностями. Всё же в декабре 1971 года корабль был передан флоту. На базу в Западную Лицу его повёл первый командир — капитан I ранга Александр Пушкин. Все годы строительства опытной АПЛ он, как и весь его экипаж, находился на заводе-строителе либо у разработчиков оборудования, изучая будущий очень непростой корабль, отрабатывая на стендах-тренажёрах приёмы управления им.
В 1972 году началась опытная эксплуатация К-64, проходившая с не меньшими сложностями, чем строительство. Основные проблемы были связаны с реактором, который диктовал особый подход.
В результате несоблюдения определённых требований на К-64 в трубопроводах возникли пробки. В итоге произошло нарушение герметичности трубопровода и радиоактивное загрязнение лодки, стоящей у пирса. Реактор был безвозвратно загублен. В августе 1974 года К-64 была разрезана на две части, которые решили использовать для обучения экипажей и отработки новых технологий.
Носовую часть лодки отбуксировали в Ленинград, а кормовую — в Северодвинск. Сразу родилась невесёлая шутка-загадка о «самой длинной в мире ПЛ».
А тем временем в Ленин-граде и Северо-двинске уже велось строительство серии.
В период с 1977 по 1981 год флоту передано шесть кораблей 705-го проекта, которые интенсивно и успешно несли службу в составе Северного флота, вызывая серьёзную озабоченность у наших «коллег» из НАТО.

Авария на корабле
Учитывая печальный опыт К-64, на серийных кораблях был дополнительно установлен так называемый «электрокотёл», задачей которого было поддерживать необходимую температуру в первом контуре реактора, когда тот при стоянке лодки в базе выведен на минимальную мощность. При этом электроэнергия для котла подавалась c берега.
В реалии с этим случались перебои, и экипажи, отчаянно боявшиеся погубить реактор, поддерживали его на уровне мощности, большем, чем требовалось в условиях базы. Это ускоряло выработку ядерного горючего. Кроме этого, неудовольствие начальства вызывала необходимость организации специальных лабораторий для проверок, регулировок и восстановления узлов автоматики, которыми были нашпигованы «Альфы».
В общем, забот береговым службам ВМФ добавилось немало. Всё чаще возникали разговоры, что новые лодки излишне сложны, от них надо избавляться. И это несмотря на уникальные боевые качества. К 1990 году все АПЛ этого проекта (кроме одной) были выведены из состава флота.
На оставшейся в строю АПЛ К-123 (до этого вполне благополучной) в 1982 году произошла авария. Лодка находилась в подводном положении в Баренцевом море. Ничто не предвещало беды, когда на пульте в центральном посту засветился сигнал «Неисправность реактора». На разведку в реакторный отсек отправился лейтенант Логинов. Через минуту он доложил по внутрикорабельной связи, что наблюдает серебристый металл, растекающийся по палубе. То был вырвавшийся из первого контура реактора радиоактивный ЖМТ. Одновременно включился сигнал «Покинуть реакторный отсек!».
Как потом вспоминал один из членов экипажа, переживший аварию: «О Логинове подумали уже в прошедшем времени». Вернуть его в обитаемый отсек было нельзя — он сам уже стал радиоактивен. Но Логинов выжил. Выйдя в тамбур-шлюз, через который реакторный отсек сообщается с остальными помещениями, он оставил там всю одежду и прошёл основательную помывку. Реактор был заглушен, АПЛ всплыла. Она была настолько радиоактивно загрязнена, что пришедший на помощь крейсер не решался приблизиться к ней, чтобы передать буксирный трос. Его всё же завели с помощью вертолёта.
После ремонта К-123 вернулась в строй и благополучно прослужила до 1997 года. С её списанием закончилась очень непростая и, увы, короткая история «Альфы».

***

АПЛ проекта 705 построено всего семь штук, они стали первыми в мире лодками, оснащёнными реакторами с ЖМТ

***

Из шести отсеков АПЛ обитаемыми были только два. Над одним из них размещалась созданная впервые в мире всплывающая камера, которая была рассчитана на спасение всего экипажа.

Константин РИШЕС

Фото из архива автора

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей