Без противоречий с Богом

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/12/241.jpg

Геннадий Аксёнов жил в безбожное время. Вряд ли он считал себя православным писателем, но мы, читатели, обращаясь уже в XXI веке к его книгам, понимаем связь между поступками героев и верой в Бога. По-новому на творчество северодвинского писателя взглянули воспитанница студии «Развитие речи» при воскресной школе храма святителя Николая Елизавета ГОЛОВИНА и руководитель студии Любовь БАХТИНА. С этим докладом Елизавета выступила на десятых Северных детских чтениях.

Православный писатель Геннадий Аксёнов — наш современник

Красота и справедливость
События, описанные в книгах Аксёнова, происходят на Русском Севере. Это мир, где главными являются честность, душевная красота и божественная справедливость, которая не входит в противоречие с человеческой справедливостью. Читатель видит развитие души героя и становится как бы рядом с ним, являясь соучастником событий.
«Каким человеком я хочу стать?» — такой вопрос задаёт себе каждый вступающий во взрослую жизнь человек. После прочтения книг Г. Аксёнова «Тайбола», «Бажоный» и «Егорша» на этот вопрос можно ответить так: «Быть такими, каковы лучшие герои Аксёнова». Эти книги будут моими нравственными ориентирами в жизни, потому что они показывают пути духовного совершенствования.
Нравственный закон жизни — это 10 Божьих заповедей. Но знать их — мало. Надо научиться выполнять.

Сила трудолюбия
Что было нормой в жизни Василька, героя рассказа «Бажоный»? Мальчишка из деревни Лебская Лешуконского района рано остался сиротой. Но мать успела привить ему главное, без чего на Севере не прожить: трудолюбие.
С семи лет Василёк гонял лошадей, пас быков и нетелей на лесных пастбищах за десяток километров от деревни.
С тринадцати лет был настоящим помощником в доме. Когда не стало матери, председатель колхоза предложил ему помогать пастухам-оленеводам — так Василёк стал пасти оленей. Отроческой благодати в его пастушеской жизни не было, зато была тяжкая работа с утра до позднего вечера.
У взрослых пастухов появление паренька в стойбище особой радости не вызвало. Они ждали, что кого-нибудь постарше пришлют. Но раз помощник есть, пастухи Нифон и Яшка решили съездить домой, семьи навестить, в бане помыться. Уезжали на три дня,
да так две недели и «мылись». В чум их привез истощённый олень, в санях лежали пьяные Нифон и Яшка.
Много событий произошло за эти две недели у Василька, когда он остался один со стадом оленей. Яшка и Нифон поставили около чума капкан, в который попался медведь. «Не сладко зверю сидеть в капкане и ждать смерти. Пастухи его враз забьют, и не будет при чуме санитара. И зачем ему медвежья шкура? Что в ней толку-то, а зверя погубил?..»
Медведь отгрыз себе лапу и ушёл в тайгу, запомнив образ Василька. Этот эпизод в повести Аксёнова автобиографичен. Писатель рассказывал, что умный зверь стал охотиться на него — мальчишку, но произошло другое. В драке со стаей волков трёхлапый медведь погиб.

Десять дней в тайге
Мать называла Василька Бажоный, то есть «ходящий под Богом». Женщина всей своей честной трудовой жизнью замаливала страшный грех: в молодости она помогала деревенской молодёжи рушить церковь. Из шести детей у матери Василька умерли пятеро. Только после смерти последней дочери Раисы в Архангельске Матрёна Панкратьевна покупает иконку Богородицы.
Василёк слышал не раз от мамы молитву, обращённую к Божьей Матери. И когда на стадо оленей напали волки, Василёк молится.
Одинокий пастушок, спасаясь от волков, убегает в тайгу и десять дней блуждает. Он надеется, что взрослые пастухи Яшка и Нифон уже намылись в бане, вернулись и ищут его. Дважды мальчик чудом избегает смерти. Спасается он благодаря своему мужеству, умению потерпеть, знаниям, как вести себя в лесу.
Как же возненавидел Василёк пастухов, когда узнал, что его никто не искал.
Старик, на избушку которого Василёк вышел из тайги, учил мальчишку не судить людей. Оказывается, пастух Нифон в войну был шофёром и возил по «Дороге жизни» людей, он спас сотни жизней.
Да, Василёк вряд ли является нравственным идеалом. Но я хотела бы встретить такого друга, как этот мальчик: доброго, мужественного, честного перед собой и перед людьми. Уметь взять ответственность на себя в четырнадцать лет — этому стоит поучиться.
Финал повести открыт. Василёк уезжает с тёткой. Баржа увозит его всё дальше от родного дома. Мальчик говорит читателю, что в ситуациях, практически не управляемых, всегда есть выход.

В поисках выхода
Оптимизмом проникнута и повесть Аксёнова «Тайбола». Да, сюжет повести — источник жгучих читательских переживаний. Но не это главное. Главное — это проблематика повести. Одна из основных её тем — сохранение гармонии между человеком и природой.
Писатель рассказывает нам историю собаки-волка Тайболы. События опять происходят в деревне Лебская, где от чумки передохли все охотничьи собаки.
За щенками за сотню вёрст сельчане отправляют Алексея. Из принесённых щенков он берёт себе одного — Тайболу. Пока та не подросла, поил молоком, мыл в корыте, водил на прогулку в лес. Собака не лаяла, на охоте вела себя по-волчьи.
Осенью Алексей вместе с Тайболой ушёл на зимовье. Однажды охотник решил проверить дальние ловушки. Собаку решил с собой не брать: идти предстояло далеко, он-то на лыжах, а каково собаке бежать по глубокому снегу?
«Привязав Тайболу к пробою в косяке, хозяин отрубил ей солидный кусок мяса дикого оленя. Охотник понимал, что во время непогоды многие ловушки замело снегом, поэтому его отсутствие может быть продолжительным».
Через трое суток Алексей, обвешанный зайцами и куропатками, вернулся к зимовью. У порога он увидел Тайболу с рваной раной на брюхе. На собаку напала рысь. Тайбола задушила огромную куцехвостую кошку, но теперь умирала.
Алексей спас своего друга: поил жирным бульоном, отварами трав, смазывал медвежьим жиром рану.
Собака ещё больше привязалась к хозяину.

Тема верности
В повести «Тайбола» тема верности раскрывается не только в образах Алексея и Тайболы. Когда собака вернулась из волчьей стаи, вся деревня ополчилась против её хозяина. Верным другом охотнику оставалась его жена. Она боялась собаку, но кормила её и ни одним словом не огорчила мужа.
Люди знают: собаки умеют даже на расстоянии чувствовать, что хозяин в беде, и мчатся на помощь. Хорошо бы и людям хоть немного научиться этому.
Интересен рассказ Аксёнова «Егорша». Одноногий мужик, хороший сапожник, очень переживал, что в войну сидел в тылу. Ногу он потерял по пьяному делу и мучился совестью, что был вроде бесполезен, когда «мужики пошли Гитлера бить».
Когда однажды принародно даже заплакал от этого, женщины его утешали. Умеют северные люди не только понять чужую боль, пожалеть, но и приободрить человека.
На разные темы писал Геннадий Аксёнов. Но радость — это главное кредо того, что им написано. Несмотря ни на что, лучшие герои писателя остаются верными своему человеческому долгу.
Жизнь Василька («Бажоный»), Алексея («Тайбола») и Егорши («Егорша») не входит в противоречие с Богом. Им повезло: они любят свой родной край и нужны людям.
Добрые поступки укрепляют человека. Может, это прочтение книг Аксёнова будет кому-то интересно и полезно в жизни.
Фото из архива Геннадия Аксёнова

***

Жизнь этих героев не входит в противоречие с Богом. Они любят свой край и нужны людям

***

ИЗ БИОГРАФИИ АВТОРА
Геннадий Павлович АКСЁНОВ — писатель, жил и работал в Северодвинске. Родился в 1936 году в деревне Лебская Лешуконского района, детство его прошло без отца. С ранних лет мальчик помогал матери, летом работал пастухом, а после окончания школы трудился плотником, сезонником в лесопункте, приёмщиком, заготовщиком сена для колхоза. В своей автобиографии Аксёнов писал, что зёрна любви к своему суровому краю в нём заронили школьные учителя. К сожалению, в 2015 году его не стало.

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей