В редакцию обратился пенсионер, возмущённый работой мобильных операторов. По его словам, «воруют деньги» со счетов. Сим-карту одного оператора он в сердцах разломал и выбросил, положил на другой номер деньги на месяц — в три дня испарились сами по себе...
О навязанных услугах мобильной связи
Мы посоветовали зайти в салон мобильной связи: пусть посмотрят детализацию — может, подключены какие-то платные услуги и подписки?
— Да был я там! — раздражённо ответил посетитель. — Ничего не помогли, только посмеялись надо мной, держались по-хамски, лишь бы я скорей ушёл. Говорят, это я сам заказал какую-то музыку, фильмы… А зачем мне это? Мне уже за 70! Всё, что надо, — дочери позвонить, а не могу: недостаточно денег на счёте…
Откуда подписки?
Чаще всего платные подписки мы вольно или невольно получаем через интернет. Какой-нибудь сайт предлагает подобрать диету, пройти тест или «узнать тайну своего имени», пользователю предлагают ответить на ряд вопросов, а в конце ввести номер телефона, на который будет выслан код для доступа к результатам.
Более того, сейчас «словить» платную подписку со смартфона можно в один клик! Вам предлагают, например, посмотреть видео, а внизу микроскопическим шрифтом: «Переходя по этой ссылке, вы оформляете подписку на…».
Через некоторое время приходит СМС-сообщение, в котором перечисляются прелести контента (по-русски — содержания сайта), к которому вы получили доступ. Чтобы отказаться от этой услуги, надо отправить СМС.
Скажите, вы читаете сообщения с незнакомых номеров, отвечаете на них? Или удаляете, не читая? А ваше ответное молчание принимается за согласие на подписку.
Что до нашего посетителя, он вообще не пользуется интернетом в принципе, и телефон у него — самый простой, кнопочный. Следовательно, подписал его кто-то другой?
Проверяйте счета!
Помимо подписок от контент-провайдеров, платными сверх тарифного плана могут быть услуги самих мобильных операторов. Некоторые опции могут сначала предлагаться как бесплатные, а потом перейти в разряд платных. Старые тарифы в какой-то момент становятся невыгодными, а новые, внешне похожие на старые, могут содержать подводные камни.
Например, в моём послед-нем тарифе, как оказалось, пакет из 400 СМС действует только для домашнего региона, а за его пределами — дополнительно платишь по 5 руб. за каждое сообщение. А я по привычке эсэмэсила сыну в Москву…
Поэтому надо регулярно контролировать мобильные счета, смотреть подключённые услуги, внимательно читать условия тарифа — вплоть до микроскопических букв внизу последней страницы.
В личном кабинете
У всех мобильных операторов можно посмотреть список услуг и отключить ненужные, зарегистрировавшись в личном кабинете на сайте оператора. Здесь же можно посмотреть детализацию расходов онлайн.
Но учтите: «МегаФон», например, покажет вам ваши расходы бесплатно только по одному запросу в день. Есть смысл сразу выбирать период подольше.
Бумажная распечатка расходов будет платной у любого оператора — получить её можно в салоне связи по паспорту владельца сим-карты.
Визит в салон связи
Увы, случай с нашим посетителем показал, что даже личное обращение не всегда решает проблему. Если он разговаривал слишком эмоционально, нервно, то молодые-неопытные сотрудники салона могли и не понять сути претензии.
А вообще-то оператор обязан сразу же отключить все ненужные услуги по требованию абонента и по его желанию установить запрет на подписки в дальнейшем.
Вернуть уже уплаченные деньги за услуги, которые вы сами не подключали и которыми не пользовались, получается не всегда.
Если это подписки от контент-провайдера, оператор может отправить вас разбираться непосредственно с поставщиком услуги. Настаивайте на том, что вы заключали договор только с мобильным оператором, перечисляли ему деньги исключительно на оказание услуг связи, что вы никаких соглашений с арендатором короткого номера не подписывали, услугами его не пользовались и готовы отстаивать свои права в законном порядке (письменная претензия, обращение в Роспотребнадзор, Роскомнадзор и в суд) и вообще уходите к другому оператору.
Разбирательство до победного требует хороших нервов и хотя бы минимальной юридической грамотности.
Нашему посетителю мы ничем не смогли помочь: он отказался даже сообщить свою фамилию, считая, что если мы от газеты свяжемся по его во-просу с оператором, «будет ещё хуже». Так что посоветовали ему обратиться за помощью к детям, умеющим пользоваться интернетом, и сменить оператора… Жалко пожилых людей, плохо ориентирующихся в современных реалиях.
***
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
•Возьмите за привычку ежемесячно проверять счета за телефон, подключённые услуги и подписки.
•Попросите оператора установить запрет на подписки — полный или избирательный.
•Оператор по обращению абонента обязан создать специальный лицевой счёт исключительно для оплаты контент-услуг. Тогда плату за подписки можно будет взимать только с этого счёта, в пределах находящихся на нём средств, а не с вашего основного счёта оплаты услуг связи (п. 5 ст. 44 Закона «О связи» с изменениями от 1.05.2014).
***
ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ
Команды с телефона
МТС
•Чтобы выяснить, какие подписки подключены, наберите на телефоне команду *152*2#. Вам придёт меню, в котором выбираете второй пункт.
Другой вариант: *152#, выбрать пункт «Ваши платные услуги». Придёт сообщение о подключённых подписках с командами для их отключения.
•Чтобы отказаться от всех подписок сразу, нужно ввести комбинацию *152# и выбрать пункт «Отписаться».
«МегаФон»
•Звонок в техподдержку по номеру 0500.
•Отправьте запрос *105# — вам придёт список услуг, и вы сможете деактивировать их, следуя подсказкам в меню.
•Бесплатная команда *512# предоставит в ответном СМС-сообщении информацию о пяти последних операциях списания со счёта.
«Билайн»
•Позвоните на 0611, выслушайте инструкции автоинформатора. Когда он сообщит, что вы находитесь в главном меню, для информации о платных услугах нажмите 3, для связи с оператором — 0. Ожидание ответа живого специалиста может затянуться, но он точно постарается решить вашу проблему.
•Наберите *110*09#. В ответ получите СМС-сообщение с перечнем подключённых подписок и командами для их отключения.
•Удобней всего, конечно, использовать приложение «Мой Билайн» для смартфонов… Но на простую «звонилку» его не поставить.