MENU

1128_d1099-m

24.10.2018 • Колонка редактора

Челябинский коллапс, или Мусор атакует!

Из-за целого ряда неграмотных решений жители города-миллионника Челябинска остались один на один с горами мусора и крысиными ордами. Как не повторить чужой горький опыт, в первую очередь затягивая принятие важнейших решений, — в этом материале.

Минус свалка

Уральское ЧП с вывозом мусора прогремело на всю Россию и дальше. Ещё бы: судя по картинкам, Челябинск пережил чуть ли не зомби-апокалипсис.
Причина же сентябрьско-октябрьского мусорного коллапса в Челябинске, где даже пришлось вводить режим чрезвычайной ситуации из-за скопившихся на мусорных площадках отходов, заключается в неверно разработанной системе обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Такое мнение выразили эксперты, отмечая, что ситуация стала критической после закрытия городской свалки.
А всё потому, что время было безвозвратно упущено: и с подготовкой к закрытию свалки, и с поиском места и строительством нового полигона, и с принятием обоснованных тарифов на вывоз мусора.

Печальный сценарий

Как развивались эти воистину драматические события?
«10 сентября нам объявили, что с 11-го числа свалка в городе закрывается, хотя мы ожидали этого несколько позже, и нам пришлось возить ТКО в Полетаево (около 70 км от Челябинска, плюс ещё 30 км — протяжённость города). Это большие затраты, так работать мы не можем», — рассказал журналистам председатель ассоциации предпринимателей в сфере обращения с отходами Челябинской области Константин Смолин.
По его словам, возить мусор на новый полигон оказалось невыгодно. За одну неделю перевозчики потратили почти месячную норму топлива. Учитывая площадь крупнейшего города Урала — 53 тысячи га — и его протяжённость — более 30 км, это неудивительно.
Одним из важных элементов региональной схемы обращения с ТКО был полигон «Полетаево» под Челябинском. После традиционно жарких дискуссий и долгих поисков ему отвели место подальше от густонаселённых районов. Всё бы хорошо, да вот новый полигон в Челябинской области оказался расположен слишком далеко от собственно мегаполиса — главного производителя мусора, и это сразу вызвало проблему с транспортировкой.
Перевозчики мусора и раньше говорили, что схема недоработана, предлагали разные пути решения, в том числе изменение тарифов, но им отказывали и говорили, что схема рабочая, всё будет хорошо.
И предложили возить отходы в Полетаево по тарифу, рассчитанному на вывоз мусора на городской полигон. Ведь резко поднимать тарифы на вывоз ТКО никто не хотел — власти обоснованно опасались народного гнева, а транспортировка на десятки километров очень даже существенно увеличивала и без того приличные коммунальные платежи челябинцев. И волевое решение о закрытии свалки и переносе всех логистических схем на новый полигон стало для тамошнего регионального оператора довольно неприятным сюрпризом.
Челябинские власти, конечно, всё отрицают и имеют свои аргументы. Так, по словам пресс-секретаря губернатора Челябинской области Дмитрия Федечкина, переговоры с предприятиями о перевозке отходов и закрытии городского полигона велись заранее.
«Были и встречи, и переговоры, весь комплекс мер, который нужно было предпринять в этой ситуации, был принят. Губернатор на протяжении долгого времени говорил, что полигон может быть закрыт, это было плановое мероприятие, и мы начали заблаговременно информировать людей. Предприятия в одностороннем порядке перестали выполнять договорные обязательства», — отметил он.

На горы отходов один перевозчик

Сейчас власти вынуждены привлекать новых перевозчиков, чтобы не допустить повторения ситуации. По данным Горэкоцентра (муниципального центра по обращению с отходами), ранее отходы вывозили 11 подрядчиков, а сегодня — только один.
Для стабилизации обстановки был введён режим чрезвычайной ситуации, в городе работают более 90 спецавтомобилей, которые привлечены из других районов области и даже других регионов. Ежедневно вывозится около 850 тонн отходов.
Но жители Челябинска почему-то не оценили усилий властей и выступили с требованием вновь установить режим чрезвычайной ситуации. По их мнению, мэрия рано успокоилась, а мусорный коллапс ещё не закончился.
В соцсетях ежедневно выкладывают фотки с крысиными ордами, снующими по дворовым помойкам. Животные мгновенно расплодились в благоприятной для себя среде, а обычные меры дератизации не дают эффекта. Ведь бороться нужно не с последствием — крысами, а с первопричиной — залежами мусорных куч.

Говорят эксперты

В ситуацию были вынуждены вмешаться даже федеральные власти: так, полпред президента РФ в Уральском федеральном округе Николай Цуканов дал поручение челябинскому губернатору Борису Дубровскому решить ситуацию за три дня и попросил правоохранительные органы привлечь к ответственности всех виновных. Их, безусловно, привлекут и накажут, кое-кого уже даже арестовали, но изначально допущенных ошибок это уже не изменит.
А что думают по этому поводу независимые специалисты? Эксперты видят несколько способов решения и предотвращения мусорного коллапса.
Первый заместитель Всероссийского общества охраны природы Элмурод Расулмухамедов предлагает создавать мусоросортировочные центры на промплощадках, которые находятся не далее чем в 10—12 километрах от областного центра.
«Примерно 30—40% отходов с высокой степенью сортируемости, с высокой степенью вторичного использования можно будет отложить. Если запустить раздельный сбор, создание сортировочных мощностей, создание перерабатывающих мощностей, то общий поток городских отходов примерно на 30—35% сокращается», — отметил он.
По мнению Исмаилова, сейчас власти нужно общаться с населением, чтобы объяснить причину произошедшего.
«И надо договариваться с регоператором, надо корректировать территориальную схему, исключать из неё этот объект (новый отдалённый городской полигон), нужно корректировать все транспортные, логистические пути, потоки направлять определённым образом в другие места», — пояснил он.

Что в итоге?

Какой же опыт можно извлечь из этих нерадостных челябинских событий?
Во-первых, откладывая до последнего (по любым причинам) внедрение новой системы обращения с отходами, Архангельская область рискует пережить аналогичный мусорный коллапс. То у нас никак не могут выбрать площадку под полигон, но не принимают обоснованный тариф, то никак не проведут общественные слушания… Причин много, а исход — один.
Во-вторых, можно разместить новый полигон (экотехнопарк, мусороперерабатывающий комплекс — называйте как угодно) километрах в ста и далее от городской черты густонаселённого мегаполиса Архангельск — Северодвинск — Новодвинск. Скажем, где-нибудь в глубине Приморского или Пинежского района. Новую площадку (от безысходности ситуации) подыскать всё равно придётся. Но тогда не стоит удивляться, почему в графе «Вывоз ТКО» будут фигурировать трёхзначные круглые цифры, растущие чуть не ежеквартально. Это называется просто — «транспортное плечо», то есть накладные расходы на дальнюю перевозку, безусловно, лягут на плечи населения и предприятий. Кто ж ещё будет платить за производимый ими мусор? Транспортные расходы попадут в тариф, из тарифа плавно перетекут в магазинные ценники (особенно продуктовые — ведь большую часть тары и отходов предприятий поставляет именно розничная продовольственная торговля). И вывоз отходов непременно оплатит покупатель.
И в-третьих, все эти примеры хорошо известны. Хоть мы и именуем себя «пионерами-первопроходцами», на самом деле тернистый путь управления отходами уже прошли другие регионы, кто-то — относительно успешно (Волгоград-ская область), кто-то — не очень (Подмосковье, Челябинск, Карелия). То есть приличный опыт имеется. Но мы каждый раз изобретаем свой поморский велосипед: какое нам дело до других, мы — особенные, у нас всё не так.
К сожалению, всё так, и даже хуже, ведь соседи наступили на мусорные грабли, потирают разбитые носы, но движутся дальше, а мы ещё только примеряемся, не желая принять во внимание чужую работу над ошибками.

Евгения ЧЕСНАКОВА
по материалам ТАСС, Ura.ru
Фото подписчиков паблика «Типичный Челябинск». Бороться нужно не с последствием — крысами, а с первопричиной — залежами мусорных куч.

Comments are closed.

« »