На днях в деревне Лая прошло собрание жителей. Среди них много северодвинцев, у которых дачи в этом красивом месте. Жители обсуждают, что со следующего года здесь собираются повысить плату за проезд по понтонному мосту в четыре раза. И так как иного способа попасть в деревню нет, дачникам поездки и их урожаи обойдутся очень дорого. Директор подсобного хозяйства «Лая» Сергей Бивол на встрече сказал, что сумму за проезд собственник переправы — ЦС «Звёздочка» — пока не определил. Но жители не дремлют и пишут обращения в разные инстанции.
Жители деревни Лая не согласны с повышением стоимости проезда по понтонному мосту
В деревне Лая 130 домов, прописано около 80 человек. Почти все северодвинцы, есть и пенсионеры, и молодые люди, которые сами работают на ЦС «Звёздочка». Жители говорят, что для них это не просто дачи, а их родовые дома. Они их получили от своих бабушек и дедушек, а теперь оформили в собственность.
И иного пути попасть в деревню, кроме данной переправы, в настоящее время нет…
«Не можем нести убытки»
От Рикасихи (по трассе, соединяющей Северодвинск и Архангельск) до Лаи ведёт асфальтированная дорога, которая является региональной общего пользования, протяжённостью 10 км. Далее она проходит через реку Лая по понтонной переправе, принадлежащей АО «ЦС «Звёздочка».
В 1986 году предприятие строило мост за счёт собственных средств для сообщения с деревней и подсобным хозяйством, которое работает и по сей день.
Изначально проезд через мост был бесплатным. Когда в середине 2000-х ввели плату, она составляла всего 10 рублей, постепенно эта цифра росла и в этом году достигла 100 рублей с легкового автотранспорта.
А сейчас жители обсуждают, что с 2019 года плата повышается в четыре с лишним раза и составит 460 рублей.
Дачники обеспокоены: почему вся нагрузка за содержание понтонной переправы перекладывается на жителей? На всех картах Приморского района этот понтонный мост обозначен как продолжение региональной автомобильной дороги общего пользования Рикасиха — Лая. Причём деревня не является конечным населённым пунктом в этом направлении. Далее дорога ведёт к станции Лайская и хутору Лайскому.
— Руководство ЦС «Звёздочка» неоднократно озвучивало, что готово передать безвозмездно этот понтонный мост в введение заинтересованной организации, — рассказал на встрече с активом деревни директор подсобного хозяйства «Лая» Сергей Бивол. — По этому поводу писали обращения и в администрацию Приморского района, и в правительство Архангельской области. Но получали отказ. «Звёздочка» является коммерческой структурой и не может нести такое бремя. Поэтому директором принято решение подготовить проект приказа о повышении цен.
На что идут деньги
Сергей Павлович озвучил такую цифру: себестоимость проезда по понтонной переправе составляет сейчас 446 рублей. Эта плата носит компенсационный характер за вред, наносимый мосту движением транспортных средств, и зависит от массы автомобиля. Предприятие, скорее всего, возьмёт на себя часть затрат, и цена проезда до заявленной планки не вырастет. В пресс-службе ЦС «Звёздочка» нам подтвердили: пока окончательно стоимость проезда не определена, ведутся расчёты.
На собрании Сергей Бивол озвучил, что в год содержание моста обходится предприятию около 1 млн 200 тыс. рублей. Сюда входят освещение, отопление помещения сторожей, текущий ремонт, содержание переправы и шлагбаума, но большая часть — это оплата работы сторожей. Именно на эту сторону вопроса актив деревни обратил внимание: оплата труда штатных вахтёров-сторожей должна производиться из фонда заработной платы предприятия, а не из кармана жителей деревни.
Свои тревоги они изложили в письмах депутату Госдумы Ольге Епифановой и депутату Архангельского облсобрания Владимиру Сухареву. В письме директору дорожного агентства «Архангельскавтодор» Игорю Пинаеву они просят признать официально участок дороги по понтонному мосту через реку Лая дорогой общего пользования и взять его на баланс. Ведь примеры уже есть: агентство выделяло бюджетные средства на обеспечение бесплатного проезда по понтонным мостам через реки Мезень и Пёза на трассе Архангельск — Мезень, а также через Пинегу на дороге Паленьга — пос. Светлый в Холмогорском районе и другие.
Ещё одно письмо актив деревни направил главе Приморского района Валентине Рудкиной с просьбой взять на баланс понтонную переправу и изыскать необходимую сумму из бюджета для содержания моста. Впрочем, в Архангельской области есть и примеры, когда переправы передаются коммерческим структурам, которые сами устанавливают тариф. Например, через Северную Двину на остров Бревенник, что не раз становилось темой репортажей в СМИ. Как раз такого сценария жители деревни не хотели бы…
Жители собирают подписи под обращениями в разные инстанции.
Себестоимость одного проезда
по понтонной переправе составляет сегодня более 440 рублей
СУДЕБНЫЕ ДЕЛА
В 2011 году было решение УФАС, признавшее незаконность взимания платы за проезд (одно из оснований, согласно решению: «Отсутствует возможность альтернативного бесплатного проезда по автомобильной дороге общего пользования»). Какое-то время после этого жители проезжали через мост бесплатно. Но Арбитражный суд Архангельской области по заявлению ЦС «Звёздочка» оспорил это решение.
Фото Владимира Богомолова