Автобусы идут по расписанию?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/10/791_d1099-m.jpg

В последние несколько месяцев в редакцию поступают обращения горожан по поводу больших интервалов в движении автобусов. Один из читателей сообщил о том, что в утреннее время почти полчаса ждал автобуса № 22 возле АТС, другой жаловался на то, что пришлось мёрзнуть на остановке, пока сел в автобус № 3а. Мы взяли эти сигналы на заметку и отправились за комментарием к главному специалисту отдела энергетики, транспорта и связи администрации Северодвинска Игорю МЕДВЕДЕВУ.

Как решить проблемы в сфере пассажирских автоперевозок

Вопрос больших интервалов

911_d1099-mИгорь Владимирович сразу поясняет: для того, чтобы разобраться в перебоях в движении автобусов, нужны точные данные — дата, время ожидания, на какой остановке и в какую сторону двигается автобус.
Он показывает на монитор своего компьютера — с помощью специальной программы навигационной системы ГЛОНАСС можно наблюдать в режиме реального времени, сколько машин на линии, где находится каждая из них, когда она подъехала к остановке. Программа позволяет хранить и архивные данные.
Подняв информацию по сигналам наших читателей, мы проследили маршрут автобуса № 3а. Действительно, задержка была, она произошла по причине поломки на предыдущем рейсе. Именно из-за этого случился разрыв в графике. А вот второе обращение оказалось неточным: автобус № 22 в указанное читателем время ожидания проходил мимо остановки АТС.
— Всё-таки сбои в графике бывают? — задаём вопрос Игорю Медведеву.
— Конечно, не отрицаю. Водитель может заболеть, а техника сломаться на маршруте. Несмотря на то, что перевозчик должен заниматься техническим обслуживанием транспорта, по пути может, например, проколоться колесо. Конечно, на эти случаи есть резервные автобусы и «экипаж» из кондуктора с водителем. Но диспетчер отправляет их в ту точку, где мог бы быть автобус на линии, если бы не поломка.
Кроме того, всё чаще мы слышим от перевозчиков о проблеме с кадрами. Профессия водителя автобуса не очень популярна среди молодёжи, есть сложности и с подготовкой водителей на категорию «D». И всё же, когда мы начинаем разбираться, более 90% сбоев графика происходит не по вине перевозчика. Это либо ДТП на линии, либо пробки в часы пик. Бывали ситуации, когда до восьми машин стояли в пробке на Ягринском шоссе.
В случае ДТП, когда автомобили перекрывают одну из полос, случались сбои графика до 50 минут. В этом плане мы плотно сотрудничаем с ГИБДД и можем отметить, что они оперативно реагируют.

Парк обновлён на 90 процентов

— Расскажите об общей картине с пассажирскими перевозками в нашем городе.
— Несколько лет назад было ликвидировано Северо-двинское муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие. Теперь автобусные перевозки осуществляют частные предприятия, имеющие лицензии на право ведения такой деятельности.
Мы как орган местного самоуправления занимаемся организацией регулярных перевозок в городе, объявляя конкурсы для автотранспортных предприятий, определяя условия участия в них. Например, последний конкурс в Северодвинске был в 2016 году, в результате чего определились три частных перевозчика. Среди условий конкурса была закупка новых низкопольных автобусов большой вместимости. В результате автопредприятия Северодвинска на 90% обновили свой парк. Появились автобусы-гармошки, современные ПАЗы и МАЗы. Наш город даже ставили в пример Архангельску.
Итак, в рамках своих полномочий мы организовали в Северодвинске 24 регулярных маршрута. Три из них — пригородные (№ 101, 103, 104), которые довозят горожан до дачных кооперативов. Есть рейсы, которые осуществляются только утром и вечером — они развозят работников до предприятий.
Два маршрута — а это № 13 (до погребов) и № 14 (на старое кладбище) — работают только по субботам. Получается, что из 21 городского маршрута только десять перевозят пассажиров постоянно — каждый день с раннего утра и до позднего вечера.

С 1 октября мы перешли на зимний график работы. Что это значит? Уменьшается количество рейсов на трёх пригородных маршрутах и одновременно увеличивается на городских. Соответственно, в черте города становится меньше интервал движения.
Интересная цифра: в часы пик — с 6 до 9 и с 17 до 19 — в разных районах города курсируют 122 автобуса. А в остальное время (межпиковый интервал) это количество уменьшается до 77. В летний период картинка незначительно меняется — машин становится меньше на 10.
— А интервал движения у каждого маршрута разный?
— Конечно. К примеру возьмём такой напряжённый маршрут, как № 15 (Ягры — город). В зимний период одновременно по этому маршруту работают 17 машин (летом — 12—13). Интервал между автобусами — до 4—5 минут. Согласитесь: такой же промежуток делать на менее загруженном маршруте (например, № 8) нет необходимости. На каждом маршруте интервал движения автобусов свой и в межпиковое время может доходить до 15—20 минут.

Штрафы помогут?

— Какие у вас полномочия по контролю за графиком движения?

— С нашей стороны существуют штрафные санкции за невыполнение условий договора, в том числе за нарушение графика, и мы уже к некоторым перевозчикам их предъявляли.

Помимо отслеживания движения автобусов по онлайн-программе, сотрудники отдела выходят в рейды. Во время них мы выявляем такие нарушения, как самовольное отклонение от схемы маршрута. Например, бывает, остановку у ДЮЦа водители проскакивают, не тормозя, если нет входящих и выходящих пассажиров. За это штрафуем перевозчика.
— А жалобы на то, что автобусы грязные, до вас доходят?
— Да, особенно осенью и весной, когда слякоть на улицах. Но мойка одного автобуса стоит около 2 000 рублей, это тоже дополнительные затраты перевозчика. Мы, как контролирующая организация, можем только рекомендовать содержать автобусы в чистоте, штрафовать за грязные автобусы мы не можем: у нас нет таких полномочий, определённых на законодательном уровне.
Я, кстати, сам езжу в общественном транспорте, у меня нет личного автомобиля. Поэтому вижу многие проблемы. Не все пассажиры, скажем так, аккуратны. Некоторые садятся в мокрой и неопрятной одежде, ставят грязные сумки на сиденья. От пассажиров тоже многое зависит!
— Уже около полутора лет в Северодвинске не видно пассажирских «Газелей» и других маршруток.
— Потому что удалось решить проблему с нелегальными перевозками — благодаря совместной работе с ГИБДД и транспортной инспекцией. Мы дежурили на улицах, останавливали нелегальных перевозчиков, выписывали штрафы. Это в том числе забота о безопасности пассажиров: кто знает, в каком состоянии машина, кто за рулём?
— Когда будет объявлен следующий конкурс? Нет ли в планах введения прямого маршрута из квартала Заозёрного через пр. Морской на ул. Ломоносова и б. Строителей?
— Новый конкурс будет объявлен весной 2020 года, к этому сроку будем разрабатывать новые требования к перевозчикам. А вот что касается маршрута, связывающего так называемые кварталы и «новый город», нужно думать. В адрес администрации неоднократно поступали просьбы об организации беспересадочного автобусного сообщения жилых кварталов в районе б. Строителей с поликлиникой № 3 на пр. Морском и стационаром ЦМСЧ-58 на ул. Кирилкина. Такие попытки уже были.
С 2002 года неоднократно вводились разные маршруты через указанные точки, но они показали невостребованность среди пассажиров и убыточность для автоперевозчика.
Но не исключаем, что вопрос будет ещё прорабатываться.

В часы пик по Северодвинску курсируют 122 автобуса.

Есть статистика: в дождь, мороз и снегопад жалоб на сбои в графике движения автобусов больше. Если погода плохая, то кажется, что ждёшь на остановке дольше.

ЖДУТ НОВОВВЕДЕНИЯ

Кондуктор пробьёт чек

929_d1099-mНиколай КАРЯГИН, директор ООО «СЦ ПАТП»:
— С 1 июля 2019 года в автобусах должны быть введены онлайн-кассы. Это значительно увеличит расходы перевозчиков. Электронный прибор стоит в среднем 25 000 рублей. Ими нужно снабдить каждый автобус. Но прибор ещё нужно обслуживать и ремонтировать. Это значит увеличение штата, расходов на билетную продукцию в три раза плюс оплата работы оператора программы и банковский процент за обслуживание. В итоге введение системы может принести до 12% удорожания проезда.
Но плюсы тоже есть: пассажир сможет оплатить проезд банковской картой, а перевозчик сможет через оператора ввести электронный проездной. Можно ввести электронный кошелёк для оплаты проезда ребёнка (без наличных денег). Ну и наконец, будет точный контроль пассажиропотока и количества льготников. Сегодня точных данных нет.
В Архангельске на некоторых маршрутах уже есть валидаторы. Там с 26 рублей при проезде по электронному билету с тарифа снимается 6%. То есть автопарк фактически получает не 26 рублей с поездки, а 24 руб. 44 коп. Льготные поездки (школьники, лица старше 70 лет) компенсируются город-ским бюджетом, и здесь не привлечены банки, которые, в свою очередь, не выставляют ещё свой процент.

ДЕПУТАТЫ ПРОВОДЯТ ПРОВЕРКУ

Усилить контроль!

На несоблюдение графика движения автобусов горожане жаловались и депутатам городского Совета. В связи с этим некоторые народные избранники провели проверку и сами вышли в рейд.

Они дежурили ранним утром 4 октября и выявили нарушения на нескольких маршрутах. Например, на маршруте № 1 вместо 12 автобусов было 8, а на маршруте № 10 вместо 10 работали только 6.

914_d1099-m

А. Маштаков, М. Тарасов и зам главы города О. Бачериков (слева направо) договорились о совместных проверках транспорта.

В итоге на последнем заседании комитета по городскому хозяйству ответ перед депутатами держали начальник отдела энергетики, транспорта и связи горадминистрации Аркадий МАШТАКОВ и глава комитета ЖКХ, транспорта и связи Михаил ТАРАСОВ. Порой разговор между ними и главой комитета Николаем МАЛИННИКОВЫМ проходил на повышенных тонах.
— Сбои произошли именно в сентябре-октябре, мы это признаём, — рассказал Аркадий Николаевич. — До этого значительных жалоб не было. Мы связываем это с переходным периодом с летнего на зимнее расписание.
Представители администрации принесли с собой треки со спутниковой системы ГЛОНАСС. По их данным, действительно, не все автобусы вышли на линию. В среднем на маршрутах работало на три-четыре автобуса меньше, чем положено по графикам.

Причины разные: один автобус сломался, второй проходит технический ремонт, в другом случае водителю стало плохо прямо на рейсе, и он сошёл с маршрута. На все эти нештатные ситуации у перевозчика предусмотрен один резервный автобус.
Как заверил Аркадий Маштаков, за нарушения перевозчики получат штрафы.
В какой-то момент Николай Малинников озвучил своё мнение:
— Если проблема в ближайшее время не решится, нужно расторгнуть контракт с перевозчиками за несоблюдение требований договоров.
Собравшиеся возразили: а что после этого? В городе возникнет транспортный коллапс? Тем более всем известны проблемы перевозчиков: нехватка водителей, растущие расходы на ремонт техники,
на топливо и т.д.
В итоге пришли к такому решению: депутаты и специалисты комитета ЖКХ, транспорта и связи будут выходить в совместные рейды и контролировать работу перевозчиков. А администрации города нужно проработать вопрос об установке качественного навигационного оборудования и выделенной интернет-линии в комитете ЖКХ.

ПОЧТИ АНЕКДОТ
Когда северодвинца спрашивают: «Можете ли вы сесть в автобус?», а он отвечает: «Нет!», это значит, что он не может ехать сидя.

МНЕНИЕ

Обещали комфорт? Выполняйте!

163_d1094-mНиколай МАЛИННИКОВ, депутат городского Совета:
— Главное — чтобы сбои в работе перевозчиков не оставались безнаказанными. Помню, раньше нам выписывали немаленькие штрафы за нарушение графиков. (Сейчас предприятие «МАЛ-авто», которым руководит Н. Малинников, не обслуживает городские маршруты. — Ред.) Лично я готов работать в комиссии и выходить в рейды.
Ещё один вопрос: почему на линии выходят автобусы малой вместимости? Ведь контракт перевозчик выиграл на большие комфортные автобусы, а зачастую пускает по городу маленькие «пазики». Вот и получаем переполненные автобусы и жалобы пассажиров. Этого быть не должно!

ОСТРЫЙ КАДРОВЫЙ ВОПРОС

В планах — водители-женщины

У перевозчика на проблему увеличения интервала движения между автобусами есть своя точка зрения. Что же здесь не так?
880_d1099-mСитуацию прокомментировала директор ООО «Северодвинское АТП» Лариса ТКАЧЕНКО:
— Действительно, в начале сентября могли быть задержки на маршрутах. Одной из причин является дефицит кадров. Работа водителя автобуса нелёгкая. Молодёжь неохотно сюда идёт: рабочий день начинается с пяти утра, необходимо следить за техническим состоянием транспорта. А какая ответственность!
Кроме того, водители тоже люди, которые, как и все, болеют.
Также в сентябре предприятие перестраивало свою работу с летнего расписания на зимнее, то есть часть автобусов в летний период обслуживала дачные маршруты.
Конечно, мы стараемся решать все проблемы и добиваться выполнения работы автобусов чётко по расписанию. И для этого принимаются различные меры, проводится обучение водителей на категорию «Д» за счёт предприятия с последующим трудоустройством. Применяем стимулирующие выплаты персоналу за работу без нарушений, принимаем водителей из других населённых пунктов с предоставлением жилья.
Также есть у нас мысли о том, а не пригласить ли на обучение в качестве водителей автобусов женщин. Во многих регионах России женщины за рулём город-ского общественного транспорта уже не редкость. Они ответственны, аккуратны на дороге, следят за своим здоровьем. Почему бы и нам не поучаствовать в подобном эксперименте?
Поэтому, если кто заинтересовался, приходите к нам на работу, мы обучим за счёт предприятия и трудоустроим.

О перебоях в общественном транспорте можно сообщить по тел. отдела энергетики, транспорта и связи
(8184) 58-41-23. Список перевозчиков и маршрутов — на сайте www.severodvinsk.info

Фото Михаила Тараканова и Владимира Богомолова

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей