MENU
159_d1099-m

23.09.2018 • Город

Деньги счёт любят

В повседневной жизни, натыкаясь на сломанный забор, дорожную яму или другие моменты неблагоустройства, мы ворчим: почему, мол, за этим в администрации не смотрят? На самом деле не только смотрят, но и активно работают над тем, чтобы подобные вопросы закрыть с максимальной эффективностью. И всё в конечном итоге упирается в деньги. Откуда они берутся в муниципальной казне, чтобы городская среда не просто существовала, а развивалась и не разочаровывала жителей? Об этом нам рассказал начальник финансового управления администрации Северодвинска Александр ДУРАКОВ

Как происходит формирование бюджета города на ближайшие три года

Бюджет. Начало

Как нам пояснил Александр Леонидович, сейчас администрация находится в активной фазе формирования трёхлетнего бюджета на период 2019—2020 годов. А техническая подготовка этого процесса стартует ещё в мае, и заключается она в следующем.
Есть главные администраторы доходов, они и формируют доходную часть городской казны. Один из главных администраторов — налоговая служба. Основной источник поступления средств по этому направлению — налог на доходы физических лиц (НДФЛ), те самые 13 процентов, которые отчисляют работодатели за своих сотрудников. Из общего объёма этого налога в местный бюджет поступает 35 процентов. А вообще на НДФЛ приходится не менее 60 процентов средств, поступающих в бюджет из так называемого дохода на потенциал муниципального образования Северодвинск.
Казну наполняют и другие, более мелкие налоги: на имущество физических лиц, земельный налог, налоги от бизнеса — ЕНВД, «упрощёнка» и ряд других.
Вторым по величине формирования доходной базы блоком является работа комитета по управлению муниципальным имуществом и управления градостроительства и землепользования администрации города. Эти вопросы касаются имущества и земли: аренда, продажа площадей и др. По данному направлению в годовом исчислении комитеты дают сумму порядка 500 млн руб. Плюс различные платежи, которых у главных администраторов доходов около 45, это штрафы ГИБДД, разовые платежи и т.п.

Доходный потенциал

С мая по конец июля текущего года финуправление проводит работу, анализируя, какие доходы город предполагает получить в планируемый для бюджета период. Ведётся переписка, изучается статистика прошлых лет, идёт работа с налоговым потенциалом.
— Мы смотрим динамику привлечения рабочей силы на наши крупные предприятия, это отражается на наполнении бюджета: чем больше работающих, тем больше НДФЛ, — поясняет А.Л. Дураков. — В результате в конце июля у нас формируется картина по предполагаемому доходному потенциалу, с учётом всех плюсов и минусов гипотетического планирования.
Данная информация обобщается и направляется в министерство финансов региона. Областное ведомство рассматривает наши предполагаемые доходы, добавляет или убавляет нам финансовую нагрузку и в начале сентября передаёт нам протокол исходных данных. С этим документом мы либо соглашаемся, либо при возникновении спорных моментов вступаем в переписку, достигая компромисса.
Конечные цифры протокола ложатся в основу формирования доходного потенциала муниципального образования Северодвинск.

Куда уходят средства?

— С августа текущего года финуправление начинает заниматься расходной составляющей бюджета, — продолжает А.Л. Дураков. — В составе администрации города есть главные распорядители бюджетных средств. Их десять, и это органы, которые расходуют средства на задачи, накладываемые на муниципальную власть законодательством для исполнения полномочий. Имеется в виду сфера городского хозяйства, образование, культура, строительство объектов, гражданская оборона, транспортные потоки и многое, многое другое — словом, всё, что связано с повседневной жизнью и вроде как не заметно для горожан. На эти направления мы, исходя из доходной базы, распределяем предварительные объёмы финансирования и ставим задачу по наполнению этих сумм.
На территории муниципального образования Северодвинск есть целый ряд обязательных действий, которые администрация должна производить. Если затронуть сферу городского хозяйства, то это работа всех инженерных сетей, всё, что касается жилфонда: от ремонта, содержания, обеспечения холодной-горячей водой, вывоза ТБО — до озеленения, ремонта дорог, тротуаров, освещения. Это и социальная сфера, и работа детских садов, учреждений допобразования, школ, и много других моментов.
В фокусе финуправления есть, например, такой важный момент, как модернизация уличного освещения. На базе специализированного предприятия «Горсвет» мы планируем переход на светодиодные светильники: жёлтый свет устарел и морально, и с точки зрения экономики. Планируются поэтапные инвестиции не только в замену уже имеющихся, но и установка дополнительных объектов в ближайшие три года. Возможно, это будут разовые вливания средств, чтобы максимально быстро этот вопрос решить. Потому что есть критика на тему освещения пешеходных переходов, внутридворовых территорий, да и по всей дорожной сети вопросов достаточно много!

Дефицитный момент

Но, как отмечает начальник финуправления, если посчитать с точки зрения того, как всё должно быть в идеале, то денег в бюджете не хватает.
Есть расчётная величина по сбору налогов в Северодвинске, и эта сумма составляет порядка
9 млрд рублей в год. При этом в муниципалитете для решения городских проблем остаётся от этих средств только около 3 млрд 400 тыс. рублей. Если б все 9 миллиардов оставались у нас, то все вопросы можно было бы закрыть. Но за счёт налоговой базы, которая собирается в Северодвинске, наш город помогает и другим мелким поселениям области.
Средняя цифра недостающих средств бюджета колеблется в районе двух миллиардов рублей в год, и это та доппотребность, которой не хватает, чтобы закрыть весь спектр проблем в городе.
— Понятно, что есть масса пожеланий: северодвинцы видят картину жизни в других городах России и за рубежом. Им хочется, чтобы этот опыт реализовывался и у нас, — делится А.Л. Дураков. — Мы разрабатываем подобные проекты, но поскольку они, как правило, достаточно дорогие, приходится «стучаться» за софинансированием в вышестоящие бюджеты. Не всегда это получается, но мы этим продолжаем заниматься, и сказать, что отмахиваемся и отписываемся, было бы совершенно неправильно. Деньги мы стараемся искать, только на это может потребоваться немало времени: два, три года, а то и пять лет. Но тем не менее проекты реализуются.

Главная защита

Вернёмся к предварительным предельным объёмам средств. Эти объёмы главные распорядители бюджетных средств наполняют мероприятиями, которые они должны проводить в соответствии с действующей нормативной базой. И в 3-й декаде сентября происходит очередной этап формирования бюджета — так называемая защита главных распорядителей.

— В рамках формирования казны города создана комиссия по бюджетным проектировкам, куда входят руководители органов администрации города, депутатский корпус и общественность: ветераны, профсоюзы и все, кто заявился для активного участия в этом процессе, — говорит начальник финуправления. — Комиссия закреплена распоряжением главы, и в течение двух недель мы активно собираемся и заслушиваем предложения, разбираем все вопросы — от заработной платы и коммунальных платежей до дополнительного финансирования, которое наши подведомственные учреждения планируют.
Потом эта информация обобщается, согласуется с главой Северодвинска в отношении принципиальных моментов, и на 1 октября до главных распорядителей бюджетных средств доводятся окончательные суммы, которые и попадают в трёхлетний бюджет.

Даты в календаре

В течение октября финуправление занимается технической работой, чтобы сформировать проект решения, а он достаточно объёмный: с пояснительной запиской, массой приложений и таблиц, — и до 1 ноября данный проект должен быть вынесен на сессию городского Совета депутатов.
Дальше согласно нормативной базе проводятся публичные слушания — в этом году они пройдут ориентировочно 14 ноября, о чём население и все заинтересованные лица будут оповещены.
Кстати, принятие бюджета, опять же по нашему местному нормативному документу, принимается в двух чтениях. Первое должно пройти на сессии горсовета 22 ноября, где с депутатами будут приняты основные параметры: доходы-расходы, предполагаемые дефицит-профицит (с учётом задач, которые ложатся на муниципалитет, пока бюджет дефицитный).
Второе чтение будет примерно 10—12 декабря, когда бюджет принимается окончательно, закрепляются все итоговые цифры, меро-приятия, и с 1 января этот финансовый документ начнут исполнять.

Суд да дело

— Кроме средств на содержание городского хозяйства в бюджете приходится предусматривать такой момент, как работа надзорной деятельности. Роспотребнадзор, пожнадзор, прокуратура не дремлют. Есть и жалобы граждан. Всё это выливается в предписания надзорных органов, чьи замечания мы должны устранять, — продолжает Александр Леонидович. — И если собрать все эти суммы во-едино, то недочёты, выявленные надзорными органами, для город-ского бюджета выливаются в 60 млн рублей ежегодно.
Эти вопросы (а их большой спектр: замена окон, дверей, установка пожарной сигнализации, ремонты санузлов, пищеблоков и т.д.) казна города обязана закрывать. Замечания, как правило, справедливые, просто не всегда удаётся произвести замену оборудования вовремя из-за недостаточного финансирования.
В этом же блоке резервируемых средств — затраты на судебные решения, которые получает муниципалитет, это иски как от надзорных органов, так и от граждан. Конечно, предусмотреть все подобные случаи сложно, но бюджетные средства на эти цели резервируются в минимально возможном объёме. В год на них уходит порядка 30 млн рублей.

Кредитная история

— И ещё. Бюджет связан с кредитованием. У нас есть накопленный муниципальный долг, — говорит А.Л. Дураков. — На сегодня он состоит из коммерческих кредитов около 920 млн рублей и плюсом к этой сумме на Северодвинске лежит федеральный кредит 711 млн рублей, который мы получили на строительство Архангельского шоссе. Коммерческий кредит мы должны обслуживать: только на оплату процентов накопленного долга уходит около 120 млн рублей в год.
Замечу, подобная ситуация сложилась не только в нашем городе, так живёт большинство муниципалитетов, и страшного в этом нет ничего. Без долга в наше время городу не выжить. К тому же средняя ставка для Северо-двинска достаточно комфортная — 7,33% (раньше была порядка 9%).
Но долг за Архангельское шоссе нам нужно будет возвращать: сегодня мы платим небольшие, но проценты — примерно 700 000 рублей в год, а вот с 2023-го по 2032 год городской бюджет должен будет отчислять в Минфин РФ по 70 млн рублей ежегодно.
В заключение коснусь вопроса повышения МРОТ. В этом году здесь нам очень сильно помогли федеральный центр и область: из двух источников в общем объёме на эти цели мы получили 190 млн рублей. Но со следующего года исполнение этого норматива ложится полным грузом на муниципалитет. И для исполнения этих обязательств нам нужно будет изыскать средства в рамках возможных доходов.
Нам задача понятна, Северодвинск с точки зрения стабильности этот вопрос реализует.

 

Планы на ближайшие три года

• Программа по переселению из ветхого и аварийного жилья возобновится с 1 января 2019 года. На 2019—2021 годы за счёт местной казны минимум один дом для 80—90 семей будет построен, а с учётом программы плюсом ежегодно будут появляться три-четыре жилых здания.
• Вопрос с домами 3 и 5 на пр. Ленина со второй половины 2019 года планируется закрыть. До конца этого года произойдёт полный выкуп помещений. Подготовлен и выносится на ближайшую сессию так называемый инвестиционный договор: строителям будет предложен данный земельный участок на условиях, что они разберут объекты и построят новые дома, соответствующие архитектуре микрорайона.

172_d1099-m
• Все обязательства социальной направленности, закреплённые указами президента, нормативной базой будут исполнены.
• Ремонт дорог и тротуаров будет обязательно. Ежегодно порядка 300 млн руб. идут на данное направление с учётом всех источников. До 2021 года планируется закрыть вопрос соединения Морского проспекта с проспектом Победы с выходом на Солзенское шоссе.
• Работы по строительству детского сада в квартале 162 в районе ОГМТС на Кирилкина начались, скоро будет забивка свай, сдача объекта планируется в четвёртом квартале 2019 года. В следующей трёхлетке поставлена задача по строительству детсада и в старом городе.
• В теме реконструкции моста через Никольское устье есть надежда до 2021 г. поставить точку. Бюджет проекта более 1,5 млрд руб.

171_d1099-m

Пересечение улицы Советской и Беломорского проспекта. Здесь на средства городского бюджета будет построен социальный дом для расселения из ветхого жилья.
Фото Евгении Легостаевой и Владимира Богомолова

Comments are closed.

« »