Они были первыми

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/09/166_d1099-m.jpg

В конце октября в стране отметят столетие комсомольского движения. Сегодня относиться к нему можно по-разному: выросло целое поколение людей, для которых слово «комсомол» ничего не значит. Однако для тысяч тех, кто был вовлечён в это движение, оно значило и продолжает значить очень много. Какую роль комсомол сыграл в истории нашего города, мы расскажем в серии материалов.

Те парни и девчонки помогли возводить мечту на голом болоте

Cтройка особого назначения

Ключевой датой комсомольской организации в ещё только начавшем строиться посёлке стало 26 июля 1936 года. Именно тогда состоялось первое комсомольское собрание. Десятью днями ранее на болотистую равнину, поросшую рахитичными сосенками, прибыли 60 посланцев архангельского комсомола из районов области.
Как и прежде на краевом собрании комсомольского актива, пламенную речь перед молодёжью держал начальник строительства Иван Тарасович Кирилкин. Он умел вдохновлять и сейчас говорил о задачах, стоящих перед каждым. Им предстояло помочь строителям до-срочно выполнить грандиозный план правительства — в течение пяти лет возвести на болоте город особого назначения.
— Начало работ — самое сложное. Поэтому нельзя забывать вклад первостроителей, среди которых было много комсомольцев. Они горели желанием возвести этот город, — отмечает сегодня руководитель городского краеведческого музея Валентина Стурова.
40 лет назад данные о комсомольском движении города, которыми мы сегодня оперируем, собирать было непросто. Валентина Ивановна вступила в ряды КПСС, чтобы иметь возможность работать в партийном архиве. Газеты прошлого, учитывая специфику Северодвинска, писали эзоповым языком. А все выписки из документов проходили через сито работников архива: казавшиеся секретными места подчищались бритвой.

Трудности не сломили

Можно только представить, каким упорством обладала приехавшая на стройку молодёжь: каждый метр площади отвоёвывали с боем. С моря дули ветры, грозившие снести брезентовые палатки, в которых ютились люди. Не хватало воды, жилья, были перебои с продуктами, комары…
— Мне удалось найти весь список первых комсомольцев. Напротив десяти фамилий стояла пометка «дезертир». Они не выдержали тяжёлых условий и уехали, — продолжает Валентина Ивановна.
Оставшихся это не расхолаживало. Наоборот, сплачивало и давало силы бороться за мечту с удвоенной силой. В самые сложные моменты их лично поддерживали Иван Кирилкин и первый комсорг стройки Исаак Гершензон. Он оказался на стройке благодаря распространённой в те времена ротации кадров: на север ЦК ВЛКСМ направил Исаака Львовича из Молдавии.
Прибывшие на стройку комсомольцы не были белоручками, но и требовавшихся навыков тоже не имели. В спешном порядке организовывались курсы шофёров, сваебоев, кочегаров, счетоводов, машинистов. И уже через несколько месяцев после приезда участники комсомольской стройки возвели жилые бараки, устроили телефонный коммутатор, временную электростанцию и клуб. А полтора года спустя в посёлке были 193 дома, четыре школы, учебный комбинат, ясли, детские сады, два клуба, поликлиника, больница, три бани, прачечная, 12 столовых и три пекарни. Велось строительство цехов завода.

Крепкий орешек для Караваева

Приметой того времени стали молодёжные комсомольские бригады, участвовавшие в стахановском движении. Бригады Шуры Королёвой, Анфисы Жуковой, Павла Монахова, Алексея Запевалова выполняли за смену полторы-две нормы. А бригаде плотников под началом Фёдора Плаксина вручили переходящее Красное знамя стройки. Она возвела первый двухэтажный деревянный дом на углу Торцева и Беломорской в 1937 году за десять дней: брёвна таскали на плечах на расстояние 50 метров.
С ростом стройки росла и комсомольская организация. На отчётно-перевыборном собрании 16 июля 1937-го присутствовали уже 600 человек. Активисты ехали со всей страны: с Магнитки, Урала, Украины. В 1938 году в их ряды влилась группа молодёжи со строительства Московского метрополитена. И опять их сагитировал Иван Кирилкин, выступивший перед знакомыми рабочими в одной из командировок. Москвичи работали и в отделе Генплана строительства, занимали руководящие должности.
Для ряда людей наш город стал трамплином к большим высотам. Так, по комсомольской путёвке сюда прибыл будущий министр строительства СССР Георгий Караваев. Будучи выпускником Харьковского машиностроительного института, он стал начальником Гидростроя, производившего выторфовку под строительство заводских цехов. В телеграмме городу к 60-летию комсомола он признавался: гордится тем, что получил закалку на строительстве Северодвинска.

Новые горизонты

В канун войны наша комсомольская организация была крупнейшей в области после архангельской. В 1938 году в неё записались 813 человек, а к 1941-му их было уже более 2 200.
Первая городская конференция комсомольской организации прошла в марте 1941 года. В состав горкома ВЛКСМ во-шли 35 человек, секретарём избрали Леонида Николаенко. С наступлением войны многие комсомольцы добровольно ушли на фронт. А оставшиеся инициировали в регионе движение фронтовых молодёжно-комсомольских бригад. Их целью было досрочное выполнение заданий для нужд армии.
Комсомольцы также взяли шефство над госпиталями Карельского фронта, которых в городе было четыре. Разгружали эшелоны с ранеными, помогали ухаживать за больными.
После войны перед комсомольцами стояли другие задачи: восстановление хозяйства, шефство над промышленным и строительными объектами города, возведение домов народным методом, освоение целины и так далее. Многие до сих пор не могут говорить о своей принадлежности к комсомолу в прошедшем времени. Для них он стал путёвкой в жизнь.

Валентина СТУРОВА, директор городского музея:

— Я была секретарём комсомольской организации в школе Каргополя, где работала. Что это мне дало? Осознание большой ответственности за порученное дело, самодисциплину,желание проявлять инициативу. Я не боялась трудностей, умела организовывать людей, находить единомышленников, добиваться поставленных целей. Без этого опыта я не смогла бы собрать такой огромный материал по истории города и комсомола.

Подтолкнула викторина

Одним из первых к истории комсомольского движения города обратился работник Севмаша, в прошлом секретарь заводского комитета комсомола, Николай Кузнецов. В 1968 году радиостанция «Юность» проводила всесоюзную викторину «50 комсомольских лет»: в течение десяти месяцев её участники отвечали на всевозможные вопросы. Главным заданием было написать историю своей организации. С этой непростой задачей (о многих вещах рассказывать было нельзя) Кузнецов справился на «отлично»: работал в архиве, встречался с первостроителями. Северодвинец вошёл в число восьми главных лауреатов конкурса среди полутора тысяч участников со всей страны. И это стало не только персональной победой, но и признанием вклада комсомольцев в развитие города.

166_d1099-m

Фото из фондов городского краеведческого музея. Железную дорогу между Исакогоркой и посёлком Судострой строили более ста комсомольцев вместе с несоюзной молодёжью. Работали и ночью при свете факелов, выполняя с помощью примитивных инструментов 250 процентов нормы. Первый паровоз в посёлок пришёл уже 6 ноября 1936-го! На снимке: общедорожное комсомольское собрание желдорстроя, 1938.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей