MENU

361_d1076-m

30.08.2018 • Город

Первый класс — школа жизни

Скоро во многих семьях произойдёт важное событие: ребёнок впервые пойдёт в школу. Обычно готовится вся семья: выбирают школу и первого учителя, посещают курсы, покупают школьную форму и канцелярские принадлежности. Но сложности неизбежны. Слишком много изменений сразу! И вместе со школьником семья сталкивается с психологическими и социальными проблемами. Кратко перечислим их и пути их решения

Как пережить вместе с ребёнком новый этап

Кризис семи лет

Он возникает, когда ребёнок переходит из дошкольного в младший школьный возраст. Первоклассник уже считает себя взрослым. Порой это выглядит комично: стремясь казаться взрослее, ребёнок утрачивает наивность и непосредственность.
Он активно осваивает роль школьника, получает первый серьёзный опыт взаимодействия с обществом. Сталкиваясь с новой для себя учебной деятельностью, получает новые ограничения, в том числе двигательной активности. Ему трудно соответствовать всем ожиданиям. Он становится капризным, упрямым и бурно реагирует на критику.
Здесь важно не усугублять ситуацию железной дисциплиной и ужесточением семейных правил, оставаться доброжелательными к ребёнку и СПОКОЙНО, НО ТВЁРДО реагировать на нежелательные проявления: «Я готов/а с тобой общаться. Ведь каждому из нас хочется быть услышанным».

Учимся учиться

За короткое время ребёнку предстоит полностью включиться в процесс усвоения знаний. У него возникает масса вопросов: «Почему нужно долго сидеть на одном месте без движения? Почему  нельзя делать то, что мне интересно? Почему я должен делать то же, что и все?». И тут многое зависит от мотивации: как ребёнку объяснили и как он сам понимает ответ на главный вопрос: «Зачем учиться и ходить в школу?». И это поле работы педагогов, психологов. И родителей, которые могут рассказать первоклашке о важности учёбы и получения новых знаний в жизни. Хорошо бы поделиться своим опытом школьной жизни, поведать о важных школьных уроках, без которых не обойтись во взрослой жизни и др.
Родителям следует быть внимательнее к своим высказываниям о школе и  учителях, особенно при  детях:  не имея своего мнения по этому поводу, они копируют ваше.
Моя клиентка говорила сыну: «Школа — это неприятность, которую нужно пережить», — а потом удивлялась, почему ребёнок не хочет учиться. Другой родитель «мотивировал» дочь на учёбу словами: «Большинство знаний тебе нигде не пригодится, туда нужно просто ходить 11 лет».
Запомните: чтобы ребёнок хотел учиться,  нужно демонстрировать положительное отношение к школе.
И ещё: у него должно быть своё рабочее место дома, не стол на кухне и не тумбочка, а СВОЙ письменный стол. Ведь если нам важна какая-либо деятельность члена семьи (творчество, работа, спорт и т.д.) для неё всегда находится место.

Сколько правил!

Ребёнок сталкивается с изменением большого количества правил, которые нужно соблюдать: это время занятий, правила поведения на уроках и подготовки к ним, взаимодействие с учителем и одноклассниками. И лучше, если семья поддержит эти школьные принципы. Чтобы ребёнок ответственно относился к школе, приучим его к простым вещам: режим дня с разумным сочетанием учёбы и отдыха, своевременный сон не позднее 22.00, с вечера собранные портфель и форма, убранное за собой рабочее место. Научите ребёнка планировать время для обязательных дел.

Семья, будь готова!

Школа круто меняет и жизнь родителей. Им нужно перераспределить обязанности и определить, кто будет контактировать с педагогами, помогать в учёбе и организовывать свободное время.
Многие семьи вновь обращаются за помощью к бабушкам. И тут родителям важно не переборщить с делегированием ответственности старшему поколению. Бабушки действуют из лучших побуждений, но снижают самостоятельность ребёнка: «Милый, ты устал, а я готова помочь и сделать это за тебя».
И выход прост: договориться о правилах взаимодействия с бабушкой и первоклассником. А если это невозможно, взять на себя родительскую ответственность решать задачи самим вместе с ребёнком.

Педагог — ваш союзник

Родителю важно стать союзником учителя, ведь у вас общие задачи по адаптации ребёнка. Поинтересуйтесь требованиями учителя, направлениями в работе с классом, станьте его помощником. И вы сможете  быть в курсе событий, поддержать ребёнка в нужный момент, где-то грамотно скорректировать его поведение.
Будьте готовы и к тому, что учитель станет более авторитетным лицом. Ребёнок в начальной школе строит свою самооценку в зависимости от отношения к его деятельности учителя. И фраза: «Мама, ты не права, нам Мария Ивановна в школе сказала иначе», — типичный случай.
Хочу поздравить родителей первоклассников с новым этапом в жизни их детей! Пусть школа будет для них школой успеха, дружбы и жизненной мудрости. А вам — позитива и внутренней стабильности.

 

Начать стоит с ПОКУПКИ БУДИЛЬНИКА и совместного составления режима дня

Ох уж эти мамины страхи…

Обращаются ли родители к психологам по поводу адаптации ребёнка к школе? Да, и это чаще всего  мамы. И первая их проблема: ребёнок не хочет идти в школу после первых месяцев учёбы.
Чаще всего за отношением ребёнка к школе стоят мамины страхи и особенности семейного взаимодействия. Школа выявляет готовность ребёнка к жизни в обществе и результат вашего воспитания. Здесь успехи ребёнка сравнивают с успехами других детей, или же он видит это сам.
Мамы переживают и о том, что ребёнок стал взрослым.   Их жизнь тоже меняется: кто-то настраивается на рождение второго ребёнка, кто-то идёт учиться или работать.

Свои вопросы психологу о взаимоотношениях с детьми вы можете оставлять в группе в соцсети «ВКонтакте» «Мама на прокачку».
Елена СТРЕКАЛОВСКАЯ, психолог
Фото Екатерины Курзенёвой

Comments are closed.

« »