Первый класс — школа жизни

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/08/361_d1076-m.jpg

Скоро во многих семьях произойдёт важное событие: ребёнок впервые пойдёт в школу. Обычно готовится вся семья: выбирают школу и первого учителя, посещают курсы, покупают школьную форму и канцелярские принадлежности. Но сложности неизбежны. Слишком много изменений сразу! И вместе со школьником семья сталкивается с психологическими и социальными проблемами. Кратко перечислим их и пути их решения.

Как пережить вместе с ребёнком новый этап

Кризис семи лет

Он возникает, когда ребёнок переходит из дошкольного в младший школьный возраст. Первоклассник уже считает себя взрослым. Порой это выглядит комично: стремясь казаться взрослее, ребёнок утрачивает наивность и непосредственность.
Он активно осваивает роль школьника, получает первый серьёзный опыт взаимодействия с обществом. Сталкиваясь с новой для себя учебной деятельностью, получает новые ограничения, в том числе двигательной активности. Ему трудно соответствовать всем ожиданиям. Он становится капризным, упрямым и бурно реагирует на критику.
Здесь важно не усугублять ситуацию железной дисциплиной и ужесточением семейных правил, оставаться доброжелательными к ребёнку и СПОКОЙНО, НО ТВЁРДО реагировать на нежелательные проявления: «Я готов/а с тобой общаться. Ведь каждому из нас хочется быть услышанным».

Учимся учиться

За короткое время ребёнку предстоит полностью включиться в процесс усвоения знаний. У него возникает масса вопросов: «Почему нужно долго сидеть на одном месте без движения? Почему  нельзя делать то, что мне интересно? Почему я должен делать то же, что и все?». И тут многое зависит от мотивации: как ребёнку объяснили и как он сам понимает ответ на главный вопрос: «Зачем учиться и ходить в школу?». И это поле работы педагогов, психологов. И родителей, которые могут рассказать первоклашке о важности учёбы и получения новых знаний в жизни. Хорошо бы поделиться своим опытом школьной жизни, поведать о важных школьных уроках, без которых не обойтись во взрослой жизни и др.
Родителям следует быть внимательнее к своим высказываниям о школе и  учителях, особенно при  детях:  не имея своего мнения по этому поводу, они копируют ваше.
Моя клиентка говорила сыну: «Школа — это неприятность, которую нужно пережить», — а потом удивлялась, почему ребёнок не хочет учиться. Другой родитель «мотивировал» дочь на учёбу словами: «Большинство знаний тебе нигде не пригодится, туда нужно просто ходить 11 лет».
Запомните: чтобы ребёнок хотел учиться,  нужно демонстрировать положительное отношение к школе.
И ещё: у него должно быть своё рабочее место дома, не стол на кухне и не тумбочка, а СВОЙ письменный стол. Ведь если нам важна какая-либо деятельность члена семьи (творчество, работа, спорт и т.д.) для неё всегда находится место.

Сколько правил!

Ребёнок сталкивается с изменением большого количества правил, которые нужно соблюдать: это время занятий, правила поведения на уроках и подготовки к ним, взаимодействие с учителем и одноклассниками. И лучше, если семья поддержит эти школьные принципы. Чтобы ребёнок ответственно относился к школе, приучим его к простым вещам: режим дня с разумным сочетанием учёбы и отдыха, своевременный сон не позднее 22.00, с вечера собранные портфель и форма, убранное за собой рабочее место. Научите ребёнка планировать время для обязательных дел.

Семья, будь готова!

Школа круто меняет и жизнь родителей. Им нужно перераспределить обязанности и определить, кто будет контактировать с педагогами, помогать в учёбе и организовывать свободное время.
Многие семьи вновь обращаются за помощью к бабушкам. И тут родителям важно не переборщить с делегированием ответственности старшему поколению. Бабушки действуют из лучших побуждений, но снижают самостоятельность ребёнка: «Милый, ты устал, а я готова помочь и сделать это за тебя».
И выход прост: договориться о правилах взаимодействия с бабушкой и первоклассником. А если это невозможно, взять на себя родительскую ответственность решать задачи самим вместе с ребёнком.

Педагог — ваш союзник

Родителю важно стать союзником учителя, ведь у вас общие задачи по адаптации ребёнка. Поинтересуйтесь требованиями учителя, направлениями в работе с классом, станьте его помощником. И вы сможете  быть в курсе событий, поддержать ребёнка в нужный момент, где-то грамотно скорректировать его поведение.
Будьте готовы и к тому, что учитель станет более авторитетным лицом. Ребёнок в начальной школе строит свою самооценку в зависимости от отношения к его деятельности учителя. И фраза: «Мама, ты не права, нам Мария Ивановна в школе сказала иначе», — типичный случай.
Хочу поздравить родителей первоклассников с новым этапом в жизни их детей! Пусть школа будет для них школой успеха, дружбы и жизненной мудрости. А вам — позитива и внутренней стабильности.

 

Начать стоит с ПОКУПКИ БУДИЛЬНИКА и совместного составления режима дня

Ох уж эти мамины страхи…

Обращаются ли родители к психологам по поводу адаптации ребёнка к школе? Да, и это чаще всего  мамы. И первая их проблема: ребёнок не хочет идти в школу после первых месяцев учёбы.
Чаще всего за отношением ребёнка к школе стоят мамины страхи и особенности семейного взаимодействия. Школа выявляет готовность ребёнка к жизни в обществе и результат вашего воспитания. Здесь успехи ребёнка сравнивают с успехами других детей, или же он видит это сам.
Мамы переживают и о том, что ребёнок стал взрослым.   Их жизнь тоже меняется: кто-то настраивается на рождение второго ребёнка, кто-то идёт учиться или работать.

Свои вопросы психологу о взаимоотношениях с детьми вы можете оставлять в группе в соцсети «ВКонтакте» «Мама на прокачку».
Елена СТРЕКАЛОВСКАЯ, психолог
Фото Екатерины Курзенёвой

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей