Загадка станции Шиес

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/08/752_d1098-m.jpg

Станция Шиес в Ленском районе в этом месяце стала едва ли не самым обсуждаемым местом во всей Архангельской области. Началось всё довольно безобидно: 31 июля на станцию прибыл первый состав с техникой. Стартовали работы. Встревожившимся местным жителям не предоставили никаких документов, лишь пояснили, что ведут строительство в пределах железной дороги.

Появится ли в Ленском районе очередная свалка?

Своё расследование

Об этом на заседании комитета по природопользованию и лесопромышленному комплексу областного Собрания депутатов рассказал житель посёлка Урдома (что расположен в 30 км от станции Шиес) Николай Викторов. По его словам, на сегодняшний день на станцию прибыли порядка 40 единиц техники, в полутора метрах от железнодорожных путей выкопан котлован, ведётся слив топлива в бензовозы. Что именно там будет, не сообщили ни властям, ни контролирующим органам, ни местному населению. Подтвердил это и руководитель регионального управления Роспотребнадзора Роман Бузинов:
— На моей памяти это первый случай, когда крупномасштабные работы проводятся без информирования контролирующих органов и населения.
Поняв, что информация сама к ним не придёт, инициативная группа из Ленского района организовала собственное расследование. Выяснилось, что в 1996 году участок на станции Шиес площадью 56 га передали в аренду РЖД до 2056 года, а этим летом компания заключила договор субаренды с московским бюджетным учреждением «Автомобильные дороги». Те, в свою очередь, около месяца назад привлекли к работам фирму «Технопарк». Эти данные на заседании озвучила депутат из Ленского района Людмила Марьина.

Безымянный объект

Полевые организаторы работ предоставили инициативной группе сведения, согласно которым на станции планируется круглосуточная приёмка и выгрузка составов длиной от 55 до 90 вагонов, вес одного вагона — 60 тонн, количество составов в сутки — от трёх до пяти. Сроки окончания работ не назвали, техническое задание не продемонстрировали. А главный вывод звучал так: московский инвестор планирует на территории Ленского района приступить к строительству большого промышленного объекта по производству стройматериалов, переработке древесины и отсортированных отходов. Как ТКО будут туда доставляться, пока неизвестно. Да и информация эта официально пока не подтверждена.
Из разговора с субподрядчиком стало известно, что на этой территории предварительно не проводились никакие экологические изыскания. Однако зампредседателя правительства Архангельской области Евгений Фоменко тут же сообщил, что их организуют в ближайшее время (в августе), а общественные слушания запланированы на сентябрь.

Радиоактивные?

Отдельным пунктом на заседании стояла ситуация в Северодвинске. Паника в соцсетях дошла до того, что горожане стали опасаться и за нашу экологию. Напомним, началось всё с публикации в интернете служебной телеграммы РЖД, в которой говорилось, что на станцию Шиес вагонами будут доставлять отходы из Московской области. «А вдруг ТКО вагонами повезут к нам? — подумали северодвинцы. — А вдруг это не бытовые отходы, а радиоактивные?».
Пугающие слухи опровергли. Глава Северодвинска Игорь Скубенко успокоил: в городе корабелов на сегодняшний день никаких работ по строительству экотехнопарка под Рикасихой не производится. Повторил, что назначены повторные публичные слушания, после которых будут организованы геологические изыскания, а затем — ещё одни слушания.
— Мы заинтересованы в переходе на более цивилизованные виды обращения с отходами, — отметил Игорь Васильевич. — Но пока что речь идёт лишь об изменении назначения земельного участка под Рикасихой.
Представители Ленского района даже отметили, что ситуация в Северодвинске кажется предсказуемой в сравнении с тем, что происходит на их территории.

Политический окрас

Создать хоть в Северодвинске, хоть в Ленском районе свалку без экспертиз и слушаний невозможно, подтвердили представители прокуратуры.
— Произвола с нашей стороны мы не допустим, — заверил зампрокурора Архангельской области Максим Кузнецов. — Сейчас проводится проверка, после которой будет дана оценка действиям организации, которая осуществляет работы в Ленском районе.
Загвоздка в том, что здесь вырисовывается однозначная правовая коллизия. Участок на станции изначально поставлен на учёт как земли промышленности, что подтверждает информация в публичной кадастровой карте. Но вот в 2015 году тот же участок внесён в генплан как земли поселений. Какой информации верить —
непонятно. А будет ли изменён существующий генплан — решать депутатам. Как отметили на заседании, поскольку сложившуюся ситуацию политизировали, вряд ли теперь депутаты проголосуют в пользу РЖД.
Но двоякость статуса участка не даёт права назвать вырубку леса на нём незаконной. Как пояснил Евгений Фоменко, раз это земли промышленности, то никакого леса в юридическом смысле там быть не может. Соответственно, и нарушений природоохранного законодательства во время первого визита не выявили. И лишь позже выяснилось, что незаконные рубки всё-таки проводились на площади 0,9 га: работы вышли за границы территории РЖД. Сейчас устанавливается размер ущерба.
Кроме того, проводится проверка целевого использования участка. Согласно кадастровой карте, там разрешены размещение и эксплуатация объектов железнодорожной инфраструктуры. К слову, официально надзор над железными дорогами осуществляет транспортная прокуратура. Но ни их, ни самих представителей РЖД на заседании не было.

Раздражает Москва

Своё мнение высказала и представитель Общероссийского народного фронта, координатор проекта «Генеральная уборка» Айман Тюкина. Она отметила, что в значительной части домов в посёлке Урдома не проведена канализация, а на местный мусорный полигон бесконтрольно свозятся отходы. В то время как мониторинг почв и воздуха там не ведётся уже несколько лет. Как можно при таких условиях выступать против объекта по цивилизованной переработке отходов?
— Складывается ощущение, что жителей Ленского района раздражает само слово «Москва», — предположила Айман Тюкина.
Евгений Фоменко добавил, что подобные объекты наносят ущерб окружающей среде лишь в том случае, если при их строительстве и эксплуатации не в полной мере соблюдаются технологии.
— Требования закона достаточно жёсткие, и если их учитывать, то никакого вреда природе не будет, — заверил он. — Возможно, стоит продумать механизмы общественного контроля за будущим строительством на станции Шиес (если оно будет вестись) и за эксплуатацией объекта в дальнейшем.

Должно быть по закону

В финале все присутствующие сошлись во мнении, что переходить на цивилизованные способы утилизации бытовых отходов нужно. Но делать это следует по закону. А РЖД, как это выглядит со стороны, решили начать работы, не сообщив об этом никому. Люди даже не знают, будет ли на строящемся объекте перерабатываться мусор, да и появится ли завод вообще. Кто-то предположил, что там могут просто ремонтировать пути…
На заседании пришли к однозначному выводу: следует инициировать депутатскую проверку и приостановить работы на станции Шиес до тех пор, пока не будут опубликованы результаты всех изысканий и пока не появятся законные основания для строительства на этой территории.

Игорь Скубенко:
—Никакие работы по строительству экотехнопарка под Рикасихой сейчас не ведутся.

А был ли поезд?

Напомним: по словам Евгения Фоменко, телеграмма РЖД — ненастоящая.
И главное тому подтверждение то, что поезд 21 августа на станцию не пришёл. В то же самое время представители Ленского района считают, что состав удалось остановить лишь благодаря тому, что злосчастная телеграмма о его отправлении была опубликована и разошлась по интернету.

780_d1098-m
Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей