«Скажите, это БАД или лекарство?» — «Не лекарство и не БАД! Это натурпродукт!» — бодро отвечает менеджер. Добавляет доверительно: биологически активные добавки и лекарства регистрировать сложно. И начинает расспрашивать, что у меня болит. Ведь нет такой болезни, при которой не помогли бы чудо-снадобья, — если верить рекламе... А кстати, есть ли у потребителя основания верить похожим на газеты листовкам, которые северодвинцы регулярно обнаруживают в своих почтовых ящиках? С таким вопросом обращаются и в «Северный рабочий». Попробуем разобраться.
Стоит ли верить в них — решать покупателю. Роспотребнадзор не рекомендует
История бедствий
Реклама, заметим, весьма активная и умело бьющая. В самом деле, от потери зрения или слуха, проблем с сердцем или желудком, алкогольной или табачной зависимостей, паразитарных и многих иных заболеваний страдают миллионы людей, а официальная медицина помогает далеко не всем. А тут — натуральный (со слов рекламистов) продукт и множество якобы восторженных отзывов с историями бедствий и чудесных исцелений, с именами и фотографиями!
Кстати, в историях бедствий почти непременно говорится о неэффективности «бестолковых пилюль» и операций, после которых-де только инвалидами становятся. И в каждой подборке отзывов непременно один-два написаны от имени врача. «Окулист» рассказывает, что только чудо-капли помогли её маме, «уролог» лишь пресловутым натурпродуктом сам себя вылечил от простатита…
Вот только всезнающий интернет, где немало отзывов о врачах-специалистах, не содержит никакой информации ни об урологе Певчеве из Орла, ни о гастроэнтерологе Гугучкиной из Брянска, ни об офтальмологе Аксёнове из Гатчины, ни о ком-либо ещё из множества «медиков», расхваливающих в листовках (почему-то тем же языком, что и простые бабушки) продукцию фирмы и скептически отзывающихся об эффекте традиционных методов.
С позиции закона…
А главное, сами эти отзывы трудно примирить с требованиями закона.
Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ (в редакции от 3 августа 2018 года) «О рекламе» не предусматривает никаких «натурпродуктов». Если речь идёт о помощи при заболеваниях или о поддержании здоровья, то говорить надо либо о лекарственных средствах, либо о БАД.
В статье 24 Закона «О рекламе» прямо запрещены «утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением». А реклама лекарственных средств и БАД, наряду с прочим, по закону не должна: содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека, а также содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования; создавать впечатление ненужности обращения к врачу; гарантировать положительный эффект, безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий…
Предлагаем всем, кому попадают такого рода листовки, посчитать в любом выпуске количество несовпадений с этими требованиями.
Нельзя сказать, что правоохранительные и надзорные органы не обращают внимания на проблему. Ещё в 2015 году управление Роспотребнадзора по Приморскому краю заявляло, что «настоятельно не рекомендует» приобретать такие препараты. Это в Приморье. Что до Поморья, то, по нашей информации, представители управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области совместно с прокуратурой проводили проверки по фактам рекламы и распродажи этих «натурпродуктов». Но… Оказывается, установить, кто именно их производит и организует продажу, не удаётся: в так называемых газетах контактных данных нет —лишь адрес сайта и номер абонентского ящика! Собственно, это тоже противоречит закону.
Может, это тот случай, когда количество формальных нарушений переходит в их качество?
…и здравого смысла
Но допустим, что некто изобрёл, к примеру, капли, позволяющие за несколько курсов восстановить до единицы зрение при сочетании глаукомы с диабетической ретинопатией (такая история излагается в одном из номеров), и наладил их выпуск.
Гениальным учёным были бы гарантированы кафедры в любых вузах мира и неограниченное финансирование из государственных бюджетов и частных фондов. К этому прилагались бы и контракты с фармацевтическими компаниями. Ссылки на злую конкуренцию с их стороны не принимаются: поздно препятствовать открытию, если производство чудо-препаратов уже организовано! У истинных благодетелей человечества было бы всё… Кроме разве что нужды и времени колесить по городам и весям с коробками снадобий и торговать в снятых на час библиотеках.
А ещё с трудом верится, что переворот в той же офтальмологии совершили люди, которые, судя по текстам в их же рекламе, путают академика Филатова с академиком Фёдоровым и МНТК имени Фёдорова с НИИ глазных болезней имени Гельмгольца.
…Нет, мы не призываем бойкотировать широко рекламируемую продукцию. Просто напоминаем обычные правила безопасности и здравого смысла. Откладывать визит к врачам или игнорировать их рекомендации в расчёте на очередной «натурпродукт» опасно, а к навязчивой рекламе, к тому же с очевидными отступлениями от закона, стоит относиться со здоровой долей скепсиса.
P.S. И ещё одно. Можно не сомневаться: за упомянутые несовпадения с законом в отдельно взятой рекламной публикации обычное СМИ было бы быстро привлечено к серьёзной ответственности. И это было бы правильно. Вот только подчас лучше всего избегают ответственности не те, кто соблюдает закон, а те, кто нарушает его всерьёз и помногу. И это касается не только рекламы «чудодейственных» снадобий.
Фото Татьяны Воротынцевой