Чудо-капли наступают

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/08/577_d1098-m.jpg

«Скажите, это БАД или лекарство?» — «Не лекарство и не БАД! Это натурпродукт!» — бодро отвечает менеджер. Добавляет доверительно: биологически активные добавки и лекарства регистрировать сложно. И начинает расспрашивать, что у меня болит. Ведь нет такой болезни, при которой не помогли бы чудо-снадобья, — если верить рекламе... А кстати, есть ли у потребителя основания верить похожим на газеты листовкам, которые северодвинцы регулярно обнаруживают в своих почтовых ящиках? С таким вопросом обращаются и в «Северный рабочий». Попробуем разобраться.

Стоит ли верить в них — решать покупателю. Роспотребнадзор не рекомендует

История бедствий

Реклама, заметим, весьма активная и умело бьющая. В самом деле, от потери зрения или слуха, проблем с сердцем или желудком, алкогольной или табачной зависимостей, паразитарных и многих иных заболеваний страдают миллионы людей, а официальная медицина помогает далеко не всем. А тут — натуральный (со слов рекламистов) продукт и множество якобы восторженных отзывов с историями бедствий и чудесных исцелений, с именами и фотографиями!
Кстати, в историях бедствий почти непременно говорится о неэффективности «бестолковых пилюль» и операций, после которых-де только инвалидами становятся. И в каждой подборке отзывов непременно один-два написаны от имени врача. «Окулист» рассказывает, что только чудо-капли помогли её маме, «уролог» лишь пресловутым натурпродуктом сам себя вылечил от простатита…
Вот только всезнающий интернет, где немало отзывов о врачах-специалистах, не содержит никакой информации ни об урологе Певчеве из Орла, ни о гастроэнтерологе Гугучкиной из Брянска, ни об офтальмологе Аксёнове из Гатчины, ни о ком-либо ещё из множества «медиков», расхваливающих в листовках (почему-то тем же языком, что и простые бабушки) продукцию фирмы и скептически отзывающихся об эффекте традиционных методов.

С позиции закона…

А главное, сами эти отзывы трудно примирить с требованиями закона.
Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ (в редакции от 3 августа 2018 года) «О рекламе» не предусматривает никаких «натурпродуктов». Если речь идёт о помощи при заболеваниях или о поддержании здоровья, то говорить надо либо о лекарственных средствах, либо о БАД.
В статье 24 Закона «О рекламе» прямо запрещены «утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением». А реклама лекарственных средств и БАД, наряду с прочим, по закону не должна: содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека, а также содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования; создавать впечатление ненужности обращения к врачу; гарантировать положительный эффект, безопасность,  эффективность и отсутствие побочных действий…
Предлагаем всем, кому попадают такого рода листовки, посчитать в любом выпуске количество несовпадений с этими требованиями.
Нельзя сказать, что правоохранительные и надзорные органы не обращают внимания на проблему. Ещё в 2015 году управление Роспотребнадзора по Приморскому краю заявляло, что «настоятельно не рекомендует» приобретать такие препараты. Это в Приморье. Что до Поморья, то, по нашей информации, представители управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области совместно с прокуратурой проводили проверки по фактам рекламы и распродажи этих «натурпродуктов». Но… Оказывается, установить, кто именно их производит и организует продажу, не удаётся: в так называемых газетах контактных данных нет —лишь адрес сайта и номер абонентского ящика! Собственно, это тоже противоречит закону.
Может, это тот случай, когда количество формальных нарушений переходит в их качество?

…и здравого смысла

Но допустим, что некто изобрёл, к примеру, капли, позволяющие за несколько курсов восстановить до единицы зрение при сочетании глаукомы с диабетической ретинопатией (такая история излагается в одном из номеров), и наладил их выпуск.
Гениальным учёным были бы гарантированы кафедры в любых вузах мира и неограниченное финансирование из государственных бюджетов и частных фондов. К этому прилагались бы и контракты с фармацевтическими компаниями. Ссылки на злую конкуренцию с их стороны не принимаются: поздно препятствовать открытию, если производство чудо-препаратов уже организовано! У истинных благодетелей человечества было бы всё… Кроме разве что нужды и времени колесить по городам и весям с коробками снадобий и торговать в снятых на час библиотеках.
А ещё с трудом верится, что переворот в той же офтальмологии совершили люди, которые, судя по текстам в их же рекламе, путают академика Филатова с академиком Фёдоровым и МНТК имени Фёдорова с НИИ глазных болезней имени Гельмгольца.
…Нет, мы не призываем бойкотировать широко рекламируемую продукцию. Просто напоминаем обычные правила безопасности и здравого смысла. Откладывать визит к врачам или игнорировать их рекомендации в расчёте на очередной «натурпродукт» опасно, а к навязчивой рекламе, к тому же с очевидными отступлениями от закона, стоит относиться со здоровой долей скепсиса.

P.S. И ещё одно. Можно не сомневаться: за упомянутые несовпадения с законом в отдельно взятой рекламной публикации обычное СМИ было бы быстро привлечено к серьёзной ответственности. И это было бы правильно. Вот только подчас лучше всего избегают ответственности не те, кто соблюдает закон, а те, кто нарушает его всерьёз и помногу. И это касается не только рекламы «чудодейственных» снадобий.

Фото Татьяны Воротынцевой

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей