MENU
601_d1098-m

16.08.2018 • Колонка редактора

Ответ на русский вопрос

При ином стечении событий Владимир мог бы быть столицей страны. Сегодня это столица региона в двух часах езды от Москвы, города которого входят в знаменитое «Золотое кольцо России». Именно Владимир члены Гильдии межэтнической журналистики со студентами из 25 регионов выбрали для очередной поездки. Где, как не здесь, обсуждать такой вопрос: «Как писать о проблемах большинства — русских?»

Журналисты из разных регионов пытались найти его в сердце срединной Руси

Шерше ля фам

Первым делом все спешат приложиться к белокаменным стенам Успенского собора XII века во Владимире. Знаменит он не только архитектурой и сохранившимися фресками Андрея Рублёва. До XV века здесь венчались на великокняжение русские государи — Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Калита.
Здесь есть могила князя Андрея Боголюбского, который первым отказался править в Киеве. Он рано понял силу срединной Руси, где можно было собрать все святыни. Что и произошло: Владимир и Суздаль, куда мы выехали позже, не зря называют землёй храмов. В историческом районе церкви и монастырские постройки — на каждом шагу. Здесь можно картинно проехать в карете с лошадью. Но тянет гулять пешком, постигая молчаливое величие этих мест.
Столицей Северо-Восточной Руси Владимир был почти 150 лет. Пока уроженка Суздаля княжна Евдокия Дмитриевна не вышла замуж за Дмитрия Донского. Говорят, именно она сделала всё, чтобы суздальские и владимирские рода переехали в Москву.

Искры напряжения

Продолжением знакомства с регионом стал «круглый стол» «Вызовы в национальной политике в ближайшие годы и их освещение в медиа-пространстве». С журналистами из Владимирской области мы выясняли, как работать с межнациональной темой в регионе, где русских большинство. Говорили о проблемах финансирования, отношениях с властью и многом другом.
Одна из причин того, что журналисты не так охотно пишут на «русские» темы, — боязнь попасть под статью об экстремизме. Коллега из Томска, исследовавшая этот вопрос, подтвердила: осуждают по ней именно русских. И сквозь пальцы смотрят на  высказывания некоторых чиновников в национальных республиках, называющих закон о родных языках (вокруг которого развернулось немало спекуляций) примером «русского шовинизма».
Или, может быть, в славянских регионах совсем нет проблем? Тут же кто-то возразил: несмотря на внешнее благополучие региона, на бытовом уровне широко распространены стереотипы в отношении некоторых этносов центральной России. К традиционным отраслям (молочное животноводство) проявляют интерес больше выходцы из Средней Азии, чем местные. Искры напряжения проскакивают и между русскими: соотечественникам из Прибалтики и Таджикистана здесь некомфортно. И это тоже темы для материалов.

Не замалчивать проблемы

— Очень опасно, если мы будем замалчивать проблемы русских, — высказался один из участников «круглого стола». — Мы государственнообразующая нация, поэтому немного обделены вниманием и финансированием. В центральной части страны у русских много проблем, начиная от того, что надо возрождать православные храмы, заканчивая тем, что распределение ресурсов между регионами должно быть равномерным и справедливым.
Один из рисков  — миграционные процессы. Убыль населения и приезд граждан из других регионов. Программа содействия добровольному переселению соотечественников в этом плане, считают участники обсуждения, провалилась. Конечно, стране нужна рабочая сила. Но…
— В основном приезжают выходцы с Востока. Это не плохо и не хорошо, просто надо быть готовыми защищать свои интересы в рамках закона и государственного общественного баланса, — считает владимирский коллега.

Мстёры белая гладь

Обсудили и тему этнобрендирования (продвижения) региона, очень актуальную не только для нас. Старинная Мстёра — ремесленный центр области — в советские годы переживавшая наплыв туристов, сегодня ими забыта. Меж тем здесь есть что посмотреть.
В Мстёре сохранены уникальные промыслы: невероятно красивая белая гладь по батисту, верхошов (владимирский шов) по льну с преобладанием красной нити, иконопись, лаковая миниатюра, филигрань, художественная вышивка золотой нитью.
К слову, во Мстёре в рамках этноэкспедиции впервые побывали не только мы, но и некоторые местные журналисты. Что уж говорить про знание ситуации и особенностей в соседних регионах, а тем более дальних!
Вот почему важно наладить поездки журналистов по стране. Чтобы на межэтническую тему писали не в пожарно-фестивальном формате, а делали глубокие человеческие материалы. Они наверняка не останутся незамеченными.

Перца на «круглом столе» добавили и чиновники, ответственные за согласие в регионе. Они то оговаривались в стиле «Хорошо, в России с этим проблем нет, а как в Осетии?», то называли диаспорами автономии, которые ими не являются (этот термин применим к выходцам из других государств, поэтому, например, словосочетание «чеченская (или татарская) диаспора» неверно).

Ещё в XIX веке историки подметили: суздалец рассказывает о седой старине так, как будто это было вчера.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

588_d1098-mС некоторых пор в ряде вузов Москвы и Санкт-Петербурга по филологическим специальностям не предусмотрена фольклорно-диалектологическая практика. Такая ситуация, например, сложилась в университете им. А.И. Герцена и ряде других. Характерна ли такая тенденция для нас, мы узнали у директора центра изучения традиционной культуры Европейского Севера САФУ профессора Натальи ДРАННИКОВОЙ.
— Это зависит от преподавателей и от учебных планов, которые вуз разрабатывает самостоятельно. Часы практики можно провести и стационарно, например работая в архиве. Я тоже могу не ездить в экспедиции, но предпринимаю все усилия, чтобы они состоялись, — рассказывает Наталья Васильевна.
Профессор отмечает: с каждым годом делать это становится сложнее. И многие преподаватели действительно отказываются от экспедиций из-за необходимости оформления юридических документов и сокращения финансирования.
— Студентам необходимо выезжать в такие экспедиции. Но результаты их практики не должны лежать в архиве.

А ЧТО В ВУЗАХ?

Магистры толерантности

В САФУ (Архангельск) ведётся набор на магистерскую программу «Межнациональные и межрелигиозные отношения».
На этом направлении подготовки будут изучать современные приёмы работы по сохранению, поддержке и гармонизации этнокультурного многообразия народов России. Упор сделан на осмысление сложности межнационального взаимодействия и роли религии в обществе.
Ожидается, что эти специалисты будут востребованы в органах власти, образовательных институтах, СМИ, общественных организациях, национально-культурных автономиях.

Фото автора и с сайта dvinatoday.ru

Comments are closed.

« »