С отнесением Судостроя к разряду малых городов бывший посёлок стал разрастаться во все стороны. Рекордные темпы строительства были прерваны в 1941 году с началом войны. В цехах завода 402, которые к тому времени удалось ввести в число действующих, начали строить «охотники» — малые корабли для борьбы с подводными лодками. После окончания войны потребовались десятилетия, чтобы восстановить разрушенное хозяйство.
Как Дмитрий Фёдорович Дмитрия Фёдоровича по городу прокатил
Началось всё с вокзала
Хорошо помню, как в первой половине семидесятого года прошлого столетия начал строиться цех 55, в котором планировалось поставить на поток строительство атомных подводных лодок. Сюда приезжали высокопоставленные руководители и специалисты. Нередко бывал здесь министр обороны Д.Ф. Устинов.
В те годы руководил Северодвинском первый секретарь горкома Д.Ф. Фёдоров. Звали его Дмитрий Фёдорович, как и Устинова.
При очередном приезде Устинова Фёдоров повёз маршала Советского Союза по самым проблемным местам города. В частности, надо было строить больницу. И вот, чтобы заручиться авторитетной поддержкой в Москве, повёз он Устинова в действующую больницу, где в палатах и коридорах вплотную стояли койки. После заехали в продовольственный магазин. Картина вновь безрадостная. Полки магазинов полупустые, народ стоит в очереди за хлебом. Проехали по улицам, где ещё сохранились бараки довоенной постройки.
Кого снимать с работы
Видно было, что Устинову не понравилось, сильно раздражён. Прервали поездку, он дал шофёру команду ехать к заводоуправлению, где было намечено совещание с руководителями Министерств, центральных конструкторских организаций, ответственных за работу на комплексе. Уже в зале министр обороны, выдержав минутную паузу, обрушил на Фёдорова гневную тираду: «Как это вы, товарищ Фёдоров, довели горожан до такой жизни? Да только за то, что показали, снимать с работы следует».
Понятно, что секретаря горкома такие слова за живое задели. Набрал он в лёгкие воздух да и ответил, что думал. Мол, снимать с работы следует, но не одного, а с теми чинушами из Министерства, куда он обращался. Обращался он и в ЦК ПСС, и в Совет министров, но отовсюду получил отказ.
Устинова характеризовали как опытного руководителя, грамотного инженера, политика. В правительственных кругах его уважали и побаивались, особенно те, кто несвоевременно и некачественно выполнял порученное дело.
Д.Ф. Фёдоров был, безусловно, доволен, что ему удалось показать не парадную часть города, а неприглядные зады, что он дал понять, в чём корабелы нуждаются особенно в медицине, в продовольствии, в жилье.
На том совещании, как водится, прослушали доклады о проделанной комплексной работе, о планах на будущее. Перечень работ и поставок материалов был подписан участниками совещания без особых возражений. Иначе пошло дело с представителями Госплана и Министерства финансов по документации по соцбыту. Тогда Устинов задал вопрос с подвохом: «Как нежелание строить в городе жильё, больницы, магазины отразится на решении стратегических задач для страны?». А ему в ответ: мол, главное для завода — строительство кораблей.
Ночной звонок
Уехал Устинов недовольный, а ещё больше переживал Фёдоров. Через четыре дня уже глубокой ночью в квартире Фёдорова прозвенел звонок. Женский голос сообщил: «С вами будет говорить товарищ Устинов». Ждал около десяти минут. Дмитрий Фёдорович поздоровался, извинился, что за-ставил долго ждать, и спросил: «Чем занимаешься?». «Отдыхаю, на дворе третий час ночи», — как есть ответил городской парторг. «Ну вот, вы спите, а я должен за вас работать», — шутливо бросил Устинов и продолжил: — Вчера о поездке в Северодвинск подробно рассказал Леониду Ильичу». Оказалось, Брежнев внимательно послушал, полистал все документы и выругался в адрес тех, кто не подписал акт. А дальше совсем неожиданно для Фёдорова: «Давай, Дмитрий Фёдорович, мы с тобой подпишем бумаги, а финансисты и госплановцы пусть думают, выполнять или не выполнять наше решение». После этого в Северодвинске начался рост жилищного строительства.
Невозможно было не вспомнить эту историю в праздничные дни Северодвинска, когда город отмечает юбилейный, 80-й, день рождения. А заодно и имена выдающихся строителей города и созидателей военной техники на судостроительных заводах: И.Т. Кирилкина, С.А. Боголюбова, И.А. Плюснина, Е.П. Егорова, В.А. Бойчука, Д.Ф. Фёдорова, Н.Г. Орлова, И.С. Бахтина, А.П. Бочарова, Г.Л. Просянкина, Д.Г. Пашаева, С.В. Слесаревича, И.Л. Камая, Н.Я. Калистратова, А.В. Дубинина, В.А. Петрушина и многих других…
Михаил КОЧНЕВ, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Славы, 94 года
Фото из архива редакции
На фото Д.Ф. Устинов (в центре) во время одного из визитов.