Демографический бум

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/07/229_d1098.jpg

Сейчас сложно представить, как в детских палатах роддома одновременно могло находиться до 40 новорождённых. Хотя бы потому, что таких комнат, из которых на каталках кричащих малышей возили мамам всей гурьбой, уже нет: на смену им пришли индивидуальные палаты. Но тогда, в расцвет 1970—1980-х, это было привычной картиной.

Как помогали появляться на свет северодвинцам в самые бурные годы

Выходили 900-граммового
— Вы местная? А родились в каком году? — с порога спрашивает меня Антонина Николаевна Гутник.
В роддоме на ул. Ломоносова, 54 она работала с августа 1965-го. Всех новичков проводили через детское отделение, чтобы имели навыки обращения с детьми. Антонина Николаевна работала медсестрой в палате интенсивной терапии, где прошла хорошую школу.
— Помню, был мальчик весом 900 граммов. В кувезике в те времена сумели выходить до 2,5 кг. Сейчас в этом помогает современная аппаратура, а тогда мы шприцами в вену на головке вводили поддерживающие организм лекарства…
Через семь лет её перевели в операционную роддома: и сложно было, и интересно.
— Работали и не унывали, рады были, что можем помочь. У нас в руках было две жизни — матери и ребёнка.
После сложных родов женщины нередко называли детей именами врачей, спасших жизнь им и ребёнку. За сутки проводили пять операций. Нередко за Антониной Николаевной приезжали ночью, когда роженицам требовалось переливание крови. Сейчас выручает плазма, а тогда — списки обследованных доноров по группам крови. Соглашались помочь безотказно. Позже Татьяна Стукова из Красного Креста организовала встречу доноров со спасёнными женщинами — она получилась очень трогательной.

Пирожки по праздникам
Мам очень хорошо кормили, рассказывает Антонина Николаевна. У роддома была своя кухня, отличные повара. На Новый год и другие праздники родильниц баловали ватрушками с яблоками, с изюмом. Были овощи-фрукты, кисломолочная диета. Для беременных готовили кислородные коктейли.
— Брали на кухне сироп шиповника и с помощью аппарата Боброва делали напиток. В других больницах этого не было.
Свидания и букеты в отделении были запрещены. Но мужья находили возможность радовать своих жён. Как-то Антонина Гутник ставила женщине капельницу, и вдруг перед ней в окне появился поднявшийся на кране муж родильницы с большим букетом. Радостно было всем! В новогоднюю ночь мужья и ёлочки украшенные под окнами на снег ставили. Запомнился Антонине Николаевне и ещё один случай. От малышей, случалось, отказывались. Так, 40-летняя мама хотела оставить в роддоме хорошенькую девочку. Медсестра провела с ней беседу по душам: подействовало. Вместе назвали девочку Галей.
— Мы всех любили — старались понять, поддержать, сочувствовать; обиженными от нас не уходили, — вспоминает Антонина Николаевна.
И сами медики жили как одна семья: помогали справлять свадьбы, по чайной ложке на зубок новорождённым дарили, отправляли коллег в последний путь…

В новых условиях
В 1979 году в городе появился второй роддом — на пр. Морском, 51. Всего в обоих учреждениях располагалось 250 коек.
— И страна, и город переживали бум, — вспоминает акушер-гинеколог Виктор Корчагин, возглавивший в 1980-м новую структуру. — В 1985 году на тысячу человек приходилось 20 малышей, как в Азии. Мы радовались.
За год на два здания приходилось почти 4000 родов (сейчас этот показатель ниже почти в три раза). В горисполкоме даже обсуждались планы открывать третий роддом — на Яграх. Но с 1990-х пошёл резкий спад рождаемости, и в сложившихся экономических условиях пришлось принимать непростые решения — сокращать штат и проводить реорганизацию.
— Всё это легло на мои плечи, было тяжело, — вспоминает Виктор Корчагин.
В результате остался один акушерский корпус на пр. Морском, а на ул. Ломоносова развернулись женская консультация, администрация, лаборатория и резервное отделение плюс ранее открытое на ул. Гагарина отделение гинекологического профиля. Обсуждалась возможность присоединить структуры к городским больницам, но самостоятельность родильного дома удалось отстоять.

Внедрили первыми
В Северодвинске сложилась одна из лучших школ врачей.
— Мы держались своих учителей. И были лучшими в области, — рассказывает Виктор Васильевич.
Сам он перенимал опыт у акушера-гинеколога Галины Константиновны Клоковской, которая помогла появиться на свет ему самому. Именно в Северодвинске была создана первая в регионе акушерско-анестезиологическая служба — в 1979 году возглавил её Владимир Ивашков, работали три медсестры. Первыми в области открылся кабинет патологии шейки матки и стал работать детский гинеколог.
В 1980-х на базе второго роддома заработала служба педиатров, обеспечивавшая круглосуточное наблюдение за новорождёнными. Это позволило удерживать цифры детской смертности на самом низком уровне, что сохраняется и сейчас. А уже в 1990-х ввели новую европейскую систему пребывания женщин в роддоме. Раньше дети лежали отдельно от мам, кормление шло строго по часам. А с 1995 года была освоена привычная сегодня практика: появились индивидуальные родзалы, близкие получили возможность присутствовать на родах и поддерживать будущую маму.
— Это благодарная специальность в плане эмоций, ей сложно изменить, — рассказывает Виктор Корчагин.
Что подтверждает своим примером: в акушерстве он уже 45 лет. Вот и Мария Васильевна Лоскутова, принимавшая первые роды во втором роддоме в далёком 1979 году, работает до сих пор. Как и много других специалистов.
Имена
Наши герои называют своими учителями врачей А.А. Белявскую, Л.М. Одинцову, Л.А. Назарову, Н.С. Цивьян, О.И. Тихонову, Е.В. Нарушевич, Л.А. Кудрявцеву, медсестёр
А.Н. Андрееву, И.П. Лаврентьеву, В.Т. Константинову и других.

Присылайте свои истории в редакцию по адресу: ул. Южная, 20 или по эл. почте: info@nworker.ru

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей