Нынешний праздник стал для Нёноксы знаковым: аккомпанементом ему были звуки работающего топора и колокольные переливы. Летящие высоко в небо, они словно перенесли участников происходившего в те далёкие времена, когда плотники не знали пил и создавали шедевры деревянного зодчества по наитию.
Теперь смогут гости Нёноксы и открытого к 621-летию села Дома северного зодчего
Топорная работа
Сейчас это выражение носит негативный оттенок. А в XVIII веке — во время расцвета плотницкого искусства — было с точностью наоборот. Бревно тесалось без заноз, что реставратор Виктор Дренин и продемонстрировал в ходе мастер-класса по плотницкому мастерству.
Топоры XVIII и XIX веков отличаются по форме и предназначению: первым тесали сырое дерево, вторым работали по сухому. Различался характер движений, принцип действия. Владеть техниками и уметь переключаться — задача реставратора. Узнать об этом гости смогли в Доме северного зодчего, открытие которого стало центральным событием праздника.
Подкова на счастье
Посетителей встречали хлебом-солью. Символическую подкову под пение хора «Помор-ская жемчужина» на дверь набил нёнокшанин Михаил Климов, ремонтировавший здания.
— Нёноксе повезло, что здесь творит уникальный человек — Виктор Петрович Дренин, сохранивший много важных экспонатов деревянного зодчества. По ним сегодня можно угадать почерк мастера, узнать, какой инструмент использовался, — рассказала председатель местного отделения Российского военно-исторического общества и инициатор проекта Наталья Суровцева.
Над его реализацией трудилась группа энтузиастов. В 2017 году проект победил в конкурсе президентских грантов. Благодаря этому удалось спасти реставрационные мастерские, располагавшиеся в аварийном здании. Однако ремонт не капитальный, поэтому продлит его жизнь ненадолго. Нужны дальнейшие действия для развития проекта.
— Мы видим, как обшиваются сайдингом деревянные дома, бездумно используются иностранные образцы. Может быть, благодаря Дому северного зодчего вновь застучат топоры, и запоют пилы и дома станут возводить своими руками, как мера и красота подскажут, — выразила надежду научный сотрудник городского краеведческого музея Любовь Карпова.
Трудом сотни рук
Экспозиция знакомит с этапами реставрации храмового комплекса села и с плотницкими инструментами разного времени. На стеллажах — косяки, тёсла разной формы и скобели (в XVIII веке заменяли рубанки). И тут же инструменты XIX века: дорожники, канавки для стока воды, медведка — работай ими хоть сейчас.
Не менее удивительны берестяные маты, служившие прекрасной гидроизоляцией кровли. Гости развенчали для себя мифы о том, что кровельный материал главок делался из осины (до XIX века его заменяла сосна) и что в храмах не использовали гвоздей.
В мастерской реставратора гости увидели макет остова луковичной главки. На его примере Виктор Петрович показал механизм сбора деталей с лёгкостью и простотой, с которой работали мастера прошлого. В рамках проекта «Трудом сотни рук» гости помогут выполнить элемент обрешётки под лемех и элемент епанчи.
Гвозди программы
Не обошлось без «гвоздей» и в программе самого праздника. На сей раз она была изменена: традиционное шествие стартовало не от музея, а от сельского клуба и завершилось не хороводом на холме, а задорными играми на месте Петровских кружаний.
Гости участвовали в различных мастер-классах и отведали сваренной в рассоле картошки по-нёнокоцки.
Впервые в гостях были члены ансамбля «Казачья вольница». Да не одни — с пятимесячным пострелом в коляске. Они воочию убедились в высказывании о том, что в Нёноксе живут железные люди — надёжные, ничего не боятся и знают, что такое труд. И разнообразили традиционный частушечный «баттл» у соляного амбара не менее солёным народным творчеством.
ФОТОРЕПОРТАЖ С ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ НЁНОКСЫ ЗДЕСЬ
На фото. За день плотник наносил до 20 тысяч ударов топором. Разные приёмы помогали мастерам снижать трудоёмкость.