Море начинает и выиграет?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/07/88_d1098.jpg

Беломорские волны плещутся о подножия хорошо знакомых северодвинцам бетонных барбетов, на которых в годы войны стояли шестидюймовые орудия 34-й отдельной батареи береговой обороны. А вот на старом фото эти барбеты — на вершине высоких дюн. Это подтверждение того, что в войну батарея господствовала над акваторией... И наглядная иллюстрация наступления моря.

Решить проблему берегоукрепления на Яграх должны помочь федеральные власти. И учёные
Дошли до правительства

В последние годы размывание наших берегов стало проблемой, о которой говорят все. Многим памятен жестокий шторм ноября 2011 года, когда морю оставались считанные метры до некоторых жилых домов. Впрочем, и без подобных чрезвычайных ситуаций береговая линия теряет ежегодно, по разным данным, от полуметра до нескольких метров.
Горожан не могут не тревожить вопросы: как долго это может продолжаться, каковы перспективы разрушительных процессов, в чём их причины и что можно сделать для борьбы с ними?
Вопросами этими задаются и активисты-общественники (советы ветеранов города, Севмаша, «Звёздочки» и «Арктики» дошли до правительства России), не остаются в стороне местные власти и руководство заводов. Не один и не два года продолжаются их обращения к областному правительству, последнее — в федеральные структуры, подключаются депутаты Госдумы — Ольга Епифанова и Дмитрий Юрков.
Ясно, что без федеральной помощи не обойтись: реконструкция аварийных берегоукрепительных сооружений ещё во втором квартале 2013 года оценивалась более чем в 430 миллионов рублей. Авторы обращений регулярно получают аккуратные ответы. Оказывается, соответствующие федеральные целевые программы не предусматривают строительство объектов морской инфраструктуры, нет и соответствующих поручений президента или правительства России. Нет лишь ответов, почему не учитываются такие важные вопросы.

А вот и вовсе непонятное, особенно представителям старшего поколения: субсидии на строительство или реконструкцию берегоукрепительных сооружений, находящихся на балансе АО «Центр судоремонта «Звёздочка», не могут быть выделены из федерального бюджета, так как эти объекты находятся… в частной собственности. Северодвинцы-то привыкли видеть себя «людьми государевыми» и выполняющими «государев заказ»…

Кирпичом ружьё не чистят
О многом из этого говорили на минувшей неделе в ходе «лесной экспедиции» в Ягринский бор представители отдела экологии и природопользования администрации Северодвинска, а также общественных объединений: регионального экологического фонда «Биармия» (его глава Александра Григорова — руководитель проекта «Лесная экспедиция»), Экологического консалтингового центра (Архангельск) и организации «Пудожемское устье».
Собственно, в центре внимания экспедиции было развитие туристического и воспитательно-образовательного потенциала уникального Ягринского бора. Где горожанин, отойдя буквально на несколько сот метров от своей многоэтажки, может и белочек покормить, и вдохнуть целебный воздух сос-нового леса, и прикоснуться к истории русско-английских связей XVI века, и увидеть объекты, связанные с героической и трагической историей войны (не все знают, что только 4 августа и 10 сентября 1942 года, отражая налёты гитлеровцев, на Яграх погибли 82 бойца 81-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона). Но не обошлось и без рассказа о проблемах Розового острова. Начиная от безответственности некоторых отдыхающих, оставляющих горы мусора, и заканчивая наступлением моря на берег.
Руководитель организации «Пудожемское устье» эколог и краевед Алексей Климов изучает проблему с 1990-х годов. Благодаря сотрудничеству с ве-дущими экспертами России, например профессором Александром Рыбалко (НИИ «Севморгео»), он может назвать с полдюжины факторов, в той или иной мере определяющих разрушение берегов. Это и пресловутое глобальное потепление, и действие тысячелетних природных циклов, в соответствии с которыми уровень моря повышается и понижается. И конечно, изменения, связанные с деятельностью человека, — начиная от вырубки леса при строительстве той же самой береговой батареи в годы войны, а затем и при строительстве жилых кварталов и заканчивая дноуглублением при обустройстве судоходного фарватера. Всё это меняет картину циркуляции потоков песка в дельте Северной Двины, а итог северодвинцы видят, наблюдая «тающие» дюны и всё более сужающуюся полоску пляжа.
Впрочем, исследования следует ещё продолжать. Алексей Климов любит вспоминать слова лесковского Левши о том, что «у англичан ружья кирпичом не чистят». Применительно к нашему случаю это значит: прежде чем решать практические вопросы берегоукрепления, нужно хорошо изучить механизмы и тенденции происходящего. Иначе может со временем оказаться, что принятые меры в долгосрочной перспективе не могли ничего изменить.
— В своё время было решено укрепить берег у ягринского мемориала, — говорит Алексей Иванович. — И море легко обходит эти железобетонные сооружения — ведёт свою разрушительную работу, вымывая песок и с боков, и снизу.
Может получиться так, что на каких-то участках стоит просто оставить всё как есть, не пытаясь победить могучую стихию, рассуждает краевед. Превратить весь остров в подобие ледостойкой платформы всё равно не получится. В каких-то случаях природа находит баланс и сама останавливает разрушительные процессы. Отличный пример этого участники лесной экспедиции увидели в бору. Казалось бы, наступление песка на сосны — настоящее опустынивание! — идёт неостановимо, на одном из участков засыпало уже асфальтовую дорожку для прогулок… Но на этом рубеже песок не продвигается дальше уже около два-дцати лет, говорит А. Климов.
Где человек не может себе позволить отступить, там нужно подобрать оптимальную технологию, не отвергая с порога и неожиданных решений. Может быть, набережную сделать навесной — так, чтобы прилив «гулял» под ней?..
Как бы то ни было, анализ должны выполнить специалисты. По мнению А.И. Климова, за такую работу могли бы с успехом взяться в Государственном океанографическом институте имени Н.Н. Зубова (Москва). Его сотрудники не просто прогнозируют ход подобных процессов, но и решают, какие технологии оптимальны в каждом конкретном случае. Исследования обойдутся на несколько порядков дешевле, чем программы берегоукрепления, а главное, могут дать реальное понимание того, как же противостоять стихии.
Кстати, главный инженер Севмаша Евгений Бородин тоже считает «целесообразным администрации Северодвинска обратиться в специализированную организацию для научного выявления истинной причины перемещения песка в акваторию Белого моря, провести инженерные изыскания, гидрографические исследования побережья острова Ягры, характер подводных течений, формирования песчаных наносов/выносов».
Фото Михаила Тараканова

На снимке. Проблему размывания берегов Алексей Климов (в центре) изучает с конца 1990-х годов.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей