MENU
822_d1097-m

28.06.2018 • Город, Спорт

Приручившие ветер

И первым дерзнул учащийся ФЗУ Гоша Павличев, который вместе с товарищами в сарае во дворе ул. Железнодорожной, 13 развернул строительство парусника. Судно спустили на воду в 1939-м: ребята осваивали работу с парусами. А в 1940 году общество спасения на водах приобрело первую яхту промышленной постройки — швертбор М-20. Тогда же состоялся и первый выпуск яхтенных рулевых

Встать под паруса северодвинцы мечтали с момента основания города

Время первых

«Яхтсмены — сумасшедший народ. Чувство новизны, чуда в душе для нас как вера», — признаётся Валерий Тимаков. Оно и подстёгивало двигаться вперёд.
После войны хождение под парусом возобновили, начался поиск средств на приобретение яхт. Поначалу хранили яхты в районе старого речного порта, вспоминает в книге «Паруса Беломорья» Геннадий Папоров. Парусная секция при клубе «Север» Севмаша официально появилась в 1960 году.
Направление развивалось быстро и уверенно. Молодые специалисты по выходным заглядывали на водную станцию, чтобы покататься на лодках. Да так здесь и оставались, привлечённые заядлыми яхтсменами.
В 1964 году был сдан первый эллинг. В то же время начали тренироваться и спортсмены ягринской судоверфи, построившие свой эллинг. 1970-й ознаменовался первым выпуском яхтенных капитанов, которых учили на базе яхт-клуба «Север». Педагогов искали в цехах предприятия и в Архангельске. В первой десятке получивших дипломы — Б. Мокеев, В. Мардаровский, П. Коренюгин, Г. Папоров, В. Тимаков и другие.

Строители-энтузиасты

Наша парусная школа в корне отличалась от архангельской. Если там флот был промышленного производства, то у нас почти все яхты созданы своими руками.
Борис Мокеев, например, был первым, кто построил в яхт-клубе крейсерско-гоночную яхту. Другим энтузиастом был Валерий Тимаков, коньком которого стали парусные катамараны. Многих яхтсменов вдохновлял журнал «Катера и яхты». Оттуда Валерий Семёнович почерпнул идею своего «Капитана Уиллиса». В июне 1970 года наши яхтсмены побывали на нём на Онежском и Ладожском озёрах. Валерий Тимаков пригласил оценить постройку авторов журнала В.И. Лапина и Ю.С. Крючкова.
— Крючкова очень интересовало обтекание: он лежал на носовой сетке, смотрел, как сходятся волны, насколько правильно рассчитано взаимоотношение длины и ширины.
Воплощением разработки гости остались довольны. А позже Виктор Лапин даже приехал в Северодвинск на день рождения яхт-клуба. Это усилило позиции наших яхтсменов, к тому времени уже участвовавших во всесоюзных соревнованиях на Балтике.

Полутонник своими руками

Запрет на участие взрослых в гонках на олимпийских классах спортивно-гоночных яхт подтолкнул оборудовать швертботы в крейсерские яхты.
В 1977 году Валерий Тимаков начал строить первый крейсерский полутонник по собственному проекту. По нему же заложил свой «Ропак» и Валерий Бабин. Увидев перспективность построек, яхтсмены обратились на Севмаш с просьбой изготовить несколько корпусов из стеклопластика. На основе снятой с одной из яхт матрицы построили шесть — «Шанс», «Агиней-2», «Резон», «Легенду», «Голгофу-3» и «Радугу».
Сегодня полутонник — наиболее многочисленный класс и наиболее мореходный для наших условий. Появление таких судов привело к созданию в 1969 году стомильной гонки в акватории Двинского залива, а в 1974-м — прославленной Соловецкой регаты.

К берегам Исландии

Близ яхт постоянно крутились ребятишки, восторженно смотрели на белые паруса.
С ними охотно занимались В. Мардаровский, Г. Сенченко, Г. Берсенёв, Н. Окулов и другие.
С 1972 года при «Севере» начала работать парусная секция «Юный капитан». При «Беломорце» открылось парусное отделение детской спортшколы.
В 80-е даже была идея организовать детский яхт-клуб на Театральном озере, где проводили спортивные соревнования. Но время распорядилось иначе…
А то, что заниматься можно с юных лет до почтенного возраста, доказывает пример Петра Коренюгина, перешагнувшего 80-летний рубеж. Долгое время он руководил яхт-клубом и воспитал немало яхтсменов. За его плечами самый дальний и сложный среди северодвинцев поход — к берегам Исландии, по пути Северных конвоев.
— На такой небольшой лодке, как наш «Секрет», гостей там видели впервые, — вспоминает Пётр Георгиевич.
За этот поход Пётр Коренюгин и Александр Холодов получили  звание мастеров спорта международного класса.

Наградить нарушителей

Заходил «Секрет» также на место гибели подлодки «Комсомолец», а затем на Шпицберген. Экипаж второй лодки — «Агиней» — с Виктором Кузнецовым на борту до последней точки не добрался: льды застали врасплох. Развернувшись, судно причалило к острову Медвежий, принадлежавшему Норвегии.
По возвращении стало известно о заходе на чужую территорию без разрешения. На встрече с пограничниками Виктор Кузнецов объяснил, что  заход был вынужденным: у экипажа закончились провизия, топливо, была сломана мачта.  Увидев запись, пограничник воскликнул: «Ребята, да вас награждать, а не наказывать надо!».
Оказалось, что яхтсмены, сами того не зная, добыли важные данные об оборудовании,  делавшем заметными наши подлодки. Вот так нарушители героями стали.
Позже Кузнецов ходил в знаменитый поход к берегам шотландского Абердина по пути Ричарда Ченслера, нанёс несколько визитов в дружественный Нойштадт и другие города. Но мечта покорить волшебную Исландию осталась.

Не потерять нашу фишку

Сейчас уже не все вспомнят, что в 1980 году рядом с клубами «Север» и «Беломорец» работал и клуб ВМФ, в котором из взрослых под парусами ходили офицеры и мичманы ВМФ. В некоторые годы  во всех трёх клубах занимались до 150 подростков. Но в 1990 году клуб «Беломорец» сгорел, позже прекратил своё существование и клуб ВМФ. Без поддержки завода остался  яхт-клуб «Север», перешедший в форму некоммерческого партнёрства.
Сегодня парусный спорт переживает не лучшие времена. Практически не стало возможности заниматься с детьми. Коллектив клуба составляют 60 человек, примерно треть из которых старше 50 лет. Но городу нельзя терять такое направление. Восстановить его потом будет трудно.

 

Сегодня стоимость постройки яхты сравнялась с ценой двухкомнатной квартиры.
Валерий ТИМАКОВ:
Когда человек впервые ступает на палубу и яхта отталкивается от берега, у него раскрываются глаза. Чудо: тишина, и судно идёт. Эффект запоминается навсегда!
823_d1097-m

Художник Алёна Севастьянова

Приглашаем и вас делиться воспоминаниями об истории города!
Ждём писем по адресу: ул. Южная, 20 или на почту: info@nworker.ru

Comments are closed.

« »