MENU
1579_d1096-m

13.05.2018 • Бизнес, Город

Стирку и уборку — на откуп бизнесу? ►►

Это модное нынче слово — аутсорсинг — звучит достаточно часто. Некоторые организации уже не первый год практикуют передачу выполнения ряда услуг (той же уборки или бухгалтерского учёта) другим компаниям. Но сейчас речь зашла о школах и садах — сфере двойной ответственности. И мнения разделились. Чего боятся главы учреждений и какие плюсы это может дать

О плюсах и минусах перехода учреждений образования на аутсорсинг

По стопам «Яблоньки»

Заговорили про такую меру на уровне управления образования города не случайно. Она призвана сэкономить бюджетные средства в условиях дефицита и обеспечить выплату повысившегося МРОТ. Школам и садам предложили отказаться от функций, не связанных с образованием. Но не в ущерб качеству.
— Мы с осторожностью относимся ко всем новшествам. Сейчас идёт проработка вопроса, создаются пилотные проекты, просчитываются риски, — рассказал начальник управления образования Сергей Попа.
Применительно к садам речь идёт в первую очередь о стирке белья. И здесь опирались на опыт «Яблоньки», перешедшей на такую систему ещё в 2013 году. Идею заведующая Наталья Буковская переняла у коллег из других регионов, где аутсорсинг успешно работает. И решила: почему бы не попробовать?
— Меня интересовали именно прачечные услуги: детский сад покупает огромное количество стирального порошка, оплачивает работу, медосмотры и отпускные работникам постирочной, — рассказывает Наталья Ивановна.
Добавьте сюда затраты на ремонт оборудования, холодную воду и электроэнергию. Подтолкнули к решению и обстоятельства: одна работница прачечной уехала из города, другая уволилась. Так «Яблонька» заключила договор с «Белоснежкой» — единственным в городе предприятием, оказывающим такие услуги.
За все эти годы, признаётся Наталья Ивановна, претензий к качеству оказания услуг не было. Бельё чётко увозят и привозят, сами разгружают, выглаженные наволочки и пододеяльники сортируют по десяткам.
Почувствовали и экономию. Средства пошли на увеличение заработной платы работников.
Однако одну машину с центрифугой у себя всё же оставили: на ясельных группах нужна ежедневная подстирка. С этой задачей сейчас справляется один специалист.

Трое смелых

На рабочей группе при управлении образования разбирали алгоритм перехода на такую схему и других садов. Включиться в пилотный проект пожелали трое — «Сказка», «Незабудка» и «Черёмушка». С мая они заключили пробные договоры с «Белоснежкой».
— Думаю, для моего сада это будет финансово выгодно. На сотрудничество смотрим с оптимизмом, завтра ждём первой загрузки, — призналась руководитель «Сказки» Галина Цветкова.
«Черёмушка» пошла на это скорее по необходимости.
— В плане оптимизации у нас не было других вариантов. В большом корпусе сломались сушилка и машина. Если будет выполнен ремонт бассейна, не окажется техники для стирки полотенец. Нет средств и на её покупку. А ремонтировать технику 80-х годов выпуска уже нет смысла, — считает заведующая Наталья Илясова.
Чтобы снять ряд опасений, она побывала на предприятии. Отмечает: руководитель «Белоснежки» очень контактный, все вопросы решают в рабочем порядке.
Посмотрели, как организована работа, и мы. Технология стирки детского белья здесь отработана давно: «Белоснежка» взаимодействует с детскими больницами, роддомами, домом ребёнка. Для таких заказов выделена отдельная линия: машинки загрузкой от 8 до 150 кг. Бельё в мешках поступает в именные ячейки, сортируется по цвету и партиям, не смешиваясь с другими, отправляется в стирку. Используется разрешённый в перинатальных центрах гипоаллергенный порошок. Перед глажкой детское бельё перебирают вручную.
— Помимо того, что нас регулярно проверяет Роспотребнадзор, у нас есть собственная программа производственного контроля. Мы приглашаем специалистов, которые проверяют смывы, сертификаты на каждую партию порошка, — рассказал гендиректор предприятия Константин Малашенко.

 

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть видео ►►

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть видео ►►

Очередная оптимизация?

Заведующие озвучивали и мысль, что стирка в промышленных машинах быстрее портит бельё.
Константин Александрович объяснил: это зависит от исходного качества самого белья, используемых порошков и дезинфицирующих средств:
— У нас перед стиркой идёт подготовка воды:  удаляем лишнее железо, которое может выпасть в осадок при взаимодействии с дезинфицирующими средствами.
Развеял он опасения по поводу того, сможет ли предприятие оказать услугу всем дошкольным учреждениям, если они решат доверить такие полномочия.
— С 30 садов получится примерно от 10 до 15 тонн белья в месяц. Раньше мы стирали и до 70 тонн, сейчас — порядка 40. Если потребуется, наймём ещё людей.
Казалось бы, ситуация выгодна для всех: и садам лишние хлопоты с плеч, и «Белоснежке» помощь. Но следует ли помогать коммерческому предприятию, которое ещё в прошлом году депутаты хотели включать в план приватизации, за счёт детей, задаёт вопрос вице-спикер горсовета депутатов Нина Андриевская.
Она в переходе на аутсорсинг плюсов не видит:
— Мы ищем деньги на МРОТ и в то же время должны рассчитаться с людьми. Все из заведующих, с кем я встречалась, посчитали и вышли в минус. Мы живём в маленьком городе и забываем, что в той же самой Москве выделяется много денежных средств на развитие дошкольного образования. И если мы хотим, чтобы дети были ухоженные, а охрана их жизни и здоровья велась на должном уровне, нужно понять, что это дорогая услуга, и отстать от дошкольных учреждений. Мы давно уже оптимизировались!
Выжидательную позицию пока заняли некоторые сады. Заведующая «Зоренькой» Лариса Богачёва, например, решила посмотреть на опыт других учреждений. «Белоснежка», отмечает она, предлагает очень хорошие условия. Но контракт, связанный с закупочной деятельностью, может выиграть и архангельская фирма, как, например, в этом году получилось с медицинскими услугами. Кроме того, она опасается, что переход на аутсорсинг приведёт к снижению качества дошкольного образования,
которое связано с наличием тех, кто о детях заботится.
— У нас в прачечных это не просто люди, которые загружают в машину бельё. Это те, кто, например, помогает одевать малышей на прогулку.

Экзамен для дворника

В школах ситуация немного другая, но тоже пока вызывает вопросы. В образовательных учреждениях приходящим работникам готовы вручить мётлы и веники. С 15 мая, например, на аутсорсинг по уборке территории переходит школа № 27.
— Мы всё просчитали и увидели, что выходим в плюс, — рассказала директор Ирина Братаева.
В то же время она отмечает: цена контракта могла бы быть и ниже, если бы на рынке клининговых услуг города были конкуренты. А так «победителем» стала фирма «Трудовой резерв», в Архангельске стоимость предложили выше. Школа вела переговоры с подрядчиком: требования предъявляют и к внешнему виду, и к наличию медицинской книжки, пройденных инструкций по технике безопасности. Будет ли это один работник или несколько, пока неясно: контракт заключён на сумму, а не на количество человек. До этого здесь трудились два дворника, которые попадают под сокращение.
Школа № 2 готовится перейти на аутсорсинг в конце мая. Плюсы: снижение расходов в части фонда оплаты труда, отсутствие необходимости обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты… Но пока непонятен механизм влияния на тех, кто будет отлынивать.
— Допустим, дворник не вышел на работу. Мы подадим в суд за неисполнение требований договора. Но что в это время делать с неубранной территорией? Будут страдать дети, технадзор сразу же подключится, — рассуждает заместитель директора школы № 2 по АХР Михаил Заиграев.
Ранее рассматривался вопрос и касаемо сторожей в школах. Но суть в том, что компании, предоставляющие такие услуги, будут тоже нанимать людей. И среди них могут оказаться те,  кто не должен работать в учреждениях образования. В данном случае могла бы выручить спецтехника, что избавило бы от необходимости постоянного нахождения человека. Но в условиях, когда не во всех учреждениях решён вопрос с пожарной сигнализацией, об этом приходится только мечтать.

Нина АНДРИЕВСКАЯ:
— Когда начинают говорить, что это непрофильные направления, пусть откроют Закон «Об образовании». Сады оказывают две услуги: бесплатное образование, а также присмотр и уход за детьми. Сюда относятся и все культурно-гигиенические навыки, которые мы детям должны привить.
НЕТ КОНКУРЕНЦИИ
Сегодня много факторов сдерживают процесс перехода на аутсорсинг. И в первую очередь — отсутствие конкурентов на рынке услуг. Клининговые компании не очень заинтересованы убирать школы, а медицинские центры —  обслуживать детские бассейны.

Фото и видео автора. Детское бельё в «Белоснежке» доверяют не только машинам, но и заботливым рукам.

Comments are closed.

« »