Война возвращается в снах

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/05/1507_d1096-m.jpg

Мне не помнится первый день войны — этого несчастья, обрушившегося на нашу деревню Хохловка Брянской области. А помнятся обрывки июльских дней, когда вдруг всё изменилось. Да так, что спустя семьдесят лет те жуткие картины стоят перед глазами.

А  иногда, когда что-то из этих  событий возвращалось во сне, я просыпался и радовался, что это уже прошло. Надежда на невозвратность жуткого, невозможность его повтора наяву рождает желание жить дольше и ожидать  лучших времён.
Так долго и часто ко мне возвращались сотни и сотни уставших и окровавленных солдат, уходящих на восток через деревню от преследовавших их фашистов. Скорбные лица стариков и старух, провожавших остатки разбитых наших дивизий. Плачущий и опирающийся на палку дед Петро, повторявший: «Вернитесь, сынки, не оставляйте нас!». И хриплые ответы усталых запылённых бойцов: «Вернёмся, батя!». Или поставленные к стене мать, за сарафан которой уцепился двухлетний Мишка, и тихая, со скорбью в глазах бабушка Арина, и шагающий с автоматом взад и вперёд белобрысый фашист. Так дошла война до деревень западной Брянщины…
Пришла она и в Поморье, позже ставшее  мне родным. Фронт приближался к западным границам Архангельской области. Государственный комитет обороны, командование Карельским фронтом приняли решение о строительстве оборонительных сооружений на линии Кандалакша — Ухта — Ругозеро протяжённостью около 500 км. Один из участков возводили жители молодого  города Молотовска.
Газета «Сталинец» в экстренном выпуске призывала горожан встать на защиту своей Родины. И сотни жителей Молотовска готовы были это сделать. В горвоенкомат обращались молодые и пожилые, стремящиеся идти с оружием в руках на поля сражений.
Но нужно было и продолжать начатое. В недостроенных цехах завода № 402 начиналась работа для фронта: за станки становились женщины и дети, осваивая производство снарядов, тралов и всего другого, без чего фронт побеждать не мог. Самоотверженно трудились и в цехах № 13, 17, на объекте 56, уже сданных к тому времени в эксплуатацию.
В августе 1941 года 24-е полевое строительство, созданное из молодых рабочих Молотовска, по всему побережью строило и ремонтировало дороги под бомбёжками фашистов.
Вспоминает Л.Ю. Юрьев, тогда 16-летний молотовский паренёк из строительного батальона: «Окопы и траншеи глубже метра вырыть не можем — сплошной камень. Солдаты, стоя на коленях, ведут огонь по врагу, а мы переходим на новое место и роем, роем, роем».
Кемь, Кандалакша, Калевала, Беломорск и другие пункты на побережье — места, где девушки и юноши Молотовска создавали рубеж, на котором были остановлены захватчики.
Выживали, держались и те, кого война ударила в самые первые дни. Они пережили холод и голод, жестокость и издевательства фашистов. И услышали в своих разрушенных и сожжённых деревнях Брянщины, Смоленщины, Белоруссии долгожданное слово:  «Победа!», ставшее символом свободы, отнятой у них оккупацией.
Виктор ПЕТРУШИН
Фото с сайта waralbum.ru. Советская крестьянка смотрит на свой горящий дом.

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей