Мощь империи Тамерлана

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/04/1250_d1096.jpg

Пряный запах базилика — первое, на что обращаешь внимание. Именно это растение хорошо переносит жару и любит яркое солнце, поэтому в Узбекистане часто украшает городские клумбы. С этого аромата и начинается путешествие в окутанный легендами мир, пожалуй, главного туристического города республики — Самарканда.

И по сей день Самарканд остаётся визитной карточкой эпохи великого эмира

Игра ассоциаций

Помню, как ещё в школьные годы купленный мамой набор советских фотографий с видами города вызывал желание когда-нибудь туда поехать. Настолько всё это было непохоже на привычную культуру. Одним словом — Восток!
Увиденное не разочаровало. Чувствуется, что в благоустройство города заметно вложились: кругом чисто, ухоженно и очень колоритно. Объясняется это и тем, что столицей государства Самарканд был не только при великом эмире (надо держать марку!). Но именно при нём достиг небывалого расцвета. В XIV веке и начали строить многие памятники, которыми сегодня восхищаются.
Игру ассоциаций рождают виды мечетей, медресе и минаретов в кружеве орнамента. Искусно украшенные сине-бирюзовым рисунком на бежевом фоне, они словно древний ковёр, сотканный руками местной мастерицы. Зелёный (бирюзовый) цвет мозаики символизирует исламскую веру, а орнаменты не что иное, как написанные арабской вязью имена Аллаха. А их у него 99!
Впечатляют и размеры самих сооружений, увенчанных небесно-голубыми куполами, переливающиеся блеском золота своды, порталы, украшенные резными сталактитами. Последние не просто дань красоте: благодаря таким нишам здание в жаркую погоду меньше нагревается.
Всё в Самарканде мощно, монументально, на показ. Словно в оправдание данного ему имени — «тучный, богатый город».

1249_d1096

Колоритные куклы-сувениры на память.

От сумы не зарекайся

Вот и цены здесь выше, чем в других туристических городах Узбекистана. Только за вход на историческую площадь Регистан придётся заплатить 35 тысяч узбекских сумов (более 4 долларов).
К слову, за день до того, как там была я, стоимость подняли до 50 тысяч. Но турагентства взбунтовались и отстояли цену: резким скачком всех посетителей распугать можно! Ведь за вход в каждое сооружение платится дополнительно. Но это, похоже, не останавливает людей, приехавших сюда со всего света.
Их взорам открывается богатое убранство комплекса культовых сооружений и красивые барельефы, не выцветшие на ярком солнце изразцы и колоритные дворики. В них порхающие на ветру платки, расписанные мастерами города Риштана пиалы и чайники, ковры и пёстрые сюзане с мотивами из зороастризма (стилизованный стручок перца, например, — символ огня) — религии, которую здесь исповедовали до ислама.
Есть здесь и упоминание о древнем государстве Согдиана. Входной портал в медресе Шердор, например, украшает изображение тигрольва, несущего на себе солнце. Казалось бы, вопреки исламской традиции, запрещающей зооморфные сюжеты. Но мифическое животное являлось оберегом древнего города Афросиаба, на месте которого и появился современный Самарканд. И потому его изображение сегодня красуется даже на купюре в 200 узбекских сумов.

Проклятие полководца

На привычное нам имя Тамерлан узбеки могут обидеться. «Хромым Тимуром» на иранском языке прозвали эмира после ранения в ногу и локоть. И если в советское время школьников учили, что Тимур — это варвар-головорез, то сейчас он воспринимается здесь как национальный герой.
Усыпальница Гур-Эмир, где он покоится под массивной плитой из чёрного нефрита, украшена длинным шестом с конским волосом наверху. Это символ странничества и родства с пророком. Тимур не проиграл ни одной битвы, его воинской силе завидовали, секрет успеха пытались разгадать. На слуху легенда о проклятии Тамерлана: совпадение или нет, но через два дня после вскрытия археологами его могилы началась Великая Отечественная война, а через месяц после захоронения останков наступил переломный момент — Сталинградская битва.
В Самарканде есть также усыпальница Ходжи Данияра (пророка Даниила), набрать воды к источнику рядом с которой приходят представители разных конфессий. Город не зря называют перекрёстком культур: более двух тысяч лет он являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути между Китаем и Европой, а также одним из главных центров науки средневекового Востока. Сегодня в нём живут бок о бок таджики и узбеки, персы и арабы, русские и поляки, армяне и корейцы, татары и цыгане. Оценят его и те, кто любит пробовать культуру на вкус — сидя на топчане, неторопливо вкушая неповторимый самаркандский плов да подливая в пиалу зелёного чая из колоритного пузатого чайника с изображением цветка хлопка.

1251_d1096

Семейный обед на топчане.

 

ЛАРЕЦ С СЕКРЕТОМ

1248_d1096Среди археологических находок в музее городища Афросиаба можно увидеть оссуарии — урны для хранения человеческих костей.

Поклонники зороастризма считали: нельзя загрязнять землю плотью, поэтому тела умерших на год уносили на ритуальные горы, где очищение происходило естественным путём. Оссуарии, в которые помещали кости и черепа, имели разные формы. Но в них всегда было отверстие, через которое душа могла воссоединиться с телом.
ЧТО ПОЧЁМ

•Магнит на холодильник — от 5 000 сумов
•Тюбетейка на базаре — от 10 000 сумов
•Вход в мавзолей Гур-Эми— 21 000 сумов
•Обед с пловом, салатом и зелёным чаем на двоих — от 40 000 сумов (8 000 сумов = 1 доллар)

Фото автора. С верхушки минарета открывается захватывающий вид на город.

 

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архив записей