MENU
800px-USS_Baton_Rouge_(SSN-689)

06.04.2018 • Авторская колонка

ДТП в Мировом океане,

Две трети поверхности нашей планеты покрывают воды Мирового океана. По его безбрежным просторам испокон века ходят суда. В районах больших портов и военно-морских баз движение судов по своей интенсивности порой напоминает ситуацию на улицах в часы пик. И так же, как на улицах, здесь случаются свои ДТП — столкновения судов. Причиной тому могут быть как неблагоприятные метеоусловия, так и пресловутый человеческий фактор.

или Случаи столкновения под водой

Один шанс из миллиона
Известно, что подводные лодки (ПЛ), в отличие от надводных кораблей, перемещаясь в трёх измерениях, имеют дополнительную возможность для манёвра — нырнуть поглубже или, наоборот, всплыть. Но, находясь под водой, подлодки слепы и движутся практически на ощупь, точнее — на слух. В то же время, имея водоизмещение в многие тысячи тонн, они способны двигаться под водой со скоростью до 30 узлов.
За всем, что происходит в окружающем пространстве, следят акустики. Непростая у них работа: надо иметь тонкий и особо тренированный слух, чтобы суметь отличить шум чужих винтов от шума, производимого рыболовным тралом либо стаей касаток.
Не менее сложно засечь движение находящихся неподалёку других подводных лодок, тем более старающихся сохранять скрытность. К тому же корпуса ПЛ (в том числе атомных) покрыты снаружи слоем резины, значительно снижающим эффективность работы сонаров противника. И всё же при независимом плавании двух лодок, даже если заснут их акустики, вероятность столкновения составляет не более чем один на миллион.
Расчёты эти выполнены после того, как в феврале 2010 года в Атлантике на значительной глубине столкнулись две стратегические АПЛ — английская «Вэнгард» и французская «Триумфатор», каждая несла в своих пусковых шахтах по 16 ракет. Никто из моряков не пострадал, но обе лодки получили существенные повреждения. Англичане отбуксировали свою лодку на ремонт в один из портов Шотландии, французы смогли дойти до Бреста своим ходом, но с вдребезги разбитым гидролокатором.
Подобная встреча кораблей союзников по НАТО была действительно случайной, потому и уникальной. Такой случай соответствует упомянутой выше расчётной вероятности.
В остальном же практика доказала, что вероятность
столкновений под водой несоизмеримо выше. И происходит это потому, что сталкивающиеся АПЛ оказываются в опасной близости друг с другом не случайно. Ещё в мае 1975 года «Нью-Йорк Таймс» поведала миру о секретной программе «Хоули стоун», согласно которой с начала 60-х годов XX века подводные силы США осуществляют слежение за советскими АПЛ. Впрочем, советские подводники отвечают своим коллегам тем же. В период 1964—1975 годов зафиксировано 16 столкновений советских и американских АПЛ.
1 мая 1974 года одна из советских АПЛ типа «Навага», выполняя учебную задачу в акватории Камчатского морского полигона, на глубине 65 м столкнулась с американской АПЛ «Пинтадо». Та прошла всего в нескольких метрах позади рубки советской АПЛ, смяв закрывающие доступ к ракетным шахтам крышки лёгкого корпуса. К счастью, никто из экипажей не пострадал, но «залечивать раны» пришлось обоим кораблям. Автору довелось наблюдать возвращение на базу нашего участника этого «ДТП». Выглядела АПЛ не лучшим образом. Травмы «Пинтадо» были ещё серьёзнее.

Звезда на рубке
11 февраля 1992 года российская АПЛ «Краб» участвовала в учениях кораблей Северного флота в районе острова Кильдин. За ходом учений скрытно наблюдала американская АПЛ «Батон Руж» (на фото). Американцев очень интересовал наш головной корабль нового проекта. Вокруг него они и крутились. Обе лодки находились на небольшой глубине.
В какой-то момент акустики «Батон Руж» потеряли контакт с «Крабом» и решили всплыть на перископную глубину, чтобы осмотреться. При этом они оказались непосредственно над «Крабом», который тоже начал всплытие. Своей выполненной из титана, да ещё имеющей ледовое подкрепление рубкой «Краб» вспорол днище американца, избежавшего гибели лишь благодаря малой глубине и минимальной скорости нашей АПЛ. «Краб» получил незначительные повреждения. Американская же лодка пострадала настолько, что её решили не восстанавливать. Узнав об этом, моряки «Краба» нарисовали на своей рубке красную звезду с цифрой 1. Так отмечали свои победы подводники времён Великой Отечественной войны.
Весьма курьёзный случай произошёл с советской АПЛ К-314 в марте 1984 года, когда она вела наблюдение за проводимыми в Японском море манёврами американской эскадры, возглавляемой авианосцем «Китти Хок». Потеряв акустический контакт с авианосцем, АПЛ начала всплытие, не подозревая, что находится точно под днищем американца, которое в итоге пропорола своим винтом на длине около 40 м. Американские манёвры были сорваны. «Китти Хок» отправился на ремонт в Японию, а лишившуюся винта нашу лодку на буксире отвели на Дальневосточный судоремонтный завод. В анналы флотского фольклора эта история вошла как «Бодался телёнок с дубом».
Позже в аналогичной ситуации оказалась одна из американских АПЛ, получившая повреждения после всплытия под днищем советского корабля. И случай этот у американцев далеко не единственный: их корабли сталкиваются как с чужими (преимущественно российскими) кораблями, так и друг с другом.
11 февраля 1998 года АПЛ США в семи милях от берегов Южной Кореи протаранила при всплытии рыболовецкое судно, которое затонуло. Ещё через месяц вблизи берегов США столкнулись АПЛ «Кентукки» и «Сан-Хуан», при этом «Кентукки» находилась в надводном положении, а «Сан-Хуан» двигался под водой. Обе лодки отправились для ремонта в сухой док.
Вероятно, пока не канут в Лету рецидивы «холодной войны», всегда можно ждать новых подводных ДТП в ставшем тесным Мировом океане. Но не дай бог…
Константин РИШЕС
Фото с сайта https://ru.wikipedia.org

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
Константин Исаакович РИШЕС родился в Ленинграде, где окончил Военно-механический институт (ныне Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова). Житель блокадного Ленинграда. После окончания вуза в течение 42 лет работал в НПО «Аврора», где непосредственно участвовал, а затем руководил разработками приборов и устройств автоматики различного назначения преимущественно для АПЛ, а также атомных ледоколов и надводных кораблей ВМФ. Неоднократно бывал в командировках на Севмаше и «Звёздочке».

Comments are closed.

« »