MENU
960_d1096

06.04.2018 • Город

Чудо-юдо лодка-кит

Чудо-юдо лодка-кит —так в шутку называли подводники-североморцы большую атомную подводную лодку «Казань», построенную Севмашем, а впоследствии дважды переоборудованную на «Звёздочке».
Китом её называли потому, что после последнего обновления на ягринской верфи «Казань», как никакая другая субмарина, по конфигурации похожа на кита

Немного об истории этой лодки. АПЛ К-403 проекта 667А была сдана флоту в 1971 году (ответственный сдатчик ныне здравствующий Н.В. Кирейчев, сдаточный механик А.З. Райхмин). Уводил атомоход в Заполярье капитан 2-го ранга И.Н. Литвинов, ставший впоследствии адмиралом. С 1971 по 1980 год лодка выполняла задачи по охране морских рубежей Родины, за этот период она совершила семь автономных походов.
Летом 1980 года К-403 прибыла на «Звёздочку» для переоборудования и ремонта по проекту 667 АК («Аксон-1»), основной задачей которого было обеспечение новейшим гидроакустическим комплексом (ГАК) «Скат-3» АПЛ следующего поколения. На субмарине демонтировали ракетный комплекс с последующим её переоборудованием в подводную лодку-лабораторию для испытаний нового гидроакустического комплекса. Лодку завели в цех 10, которым в тот период руководил А.И. Тихонов. Ответственным сдатчиком назначили В.Н. Кузькова, сдаточным механиком — В.Г. Петрушенко.
Несмотря на объективные трудности, работы на заказе развернулись широким фронтом, в чём немалая заслуга заместителя начальника цеха 10 Н.Я. Калистратова. Именно он отвечал за «Аксон-1». Своевременной сдаче корабля помогло соцсоревнование, тон которому задавали бригады слесарей-монтажников Героя Труда Г.М. Толстоногова, В.А. Погребного, электросварщиков А.А. Ивашковского, сборщиков
Г.А. Зарубина (цех 10), трубогибщиков П.Д. Спешева (цех 9), слесарей-монтажников М.П. Дурнева, Г.В. Новожилова (цех 16), сборщиков-достройщиков Б.В. Дмитренко, П.К. Добрицы (цех 40), столяров В.А. Поршнева (цех 41), маляров В.В. Михеева (цех 45).
В ходе переоборудования на лодке были установлены новые механизмы, арматура, оборудование с более высокими ресурсами и виброакустическими характеристиками. Флоту лодку передали в срок — в октябре 1983 года.
На этом связь К-403 со «Звёздочкой» не прервалась: в 1990 году она пришла сюда на второе переоборудование по проекту 0978 («Аксон-2»). Обновление К-403 проходило в цехе 15. Именно после него лодка стала похожа на кита. Уместно напомнить, что во втором переоборудовании заказа вместе со «Звёздочкой» активно участвовали Севмаш, «Арктика», контрагентские организации, в том числе ЦНИИ «Морфизприбор». На торжествах, посвящённых подписанию приёмного акта, в октябре 1996 года генеральный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Е.А. Горигледжан дал высокую оценку переоборудованию лодки, которая получила наименование «Казань»:
— Этот подводный корабль будет настоящим маяком в деле покорения океанских глубин для субмарин новых поколений.
В 1997 году лодка оправдала своё предназначение, совершив 11 походов в море. Свой последний длительный поход она выполнила в конце 2000-го, оставив за кормой Белое, Баренцево, Норвежское моря и два океана — Ледовитый и Атлантический. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Игорь Кравцов, основатель первого музея в бригаде строящихся и ремонтирующихся подводных лодок, посвящённого «Казани».
В начале XXI века лодку утилизировали. В заводском музее «Звёздочки» есть её модель.

НА ВЕЧНОЙ СТОЯНКЕ
В парке Победы Казани на вечную стоянку возведена рубка АПЛ «Казань». Она стала символом патриотического воспитания молодого поколения сынов республики, местом встреч не только бывших моряков-подводников, но и тех, кто когда-то носил флотские бушлаты.

На фото из фонда музея «Звёздочки»АПЛ «Казань» в Белом море (1996 год).

Comments are closed.

« »