Учу то, что хочу

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/04/1086_d1096.jpg

Помните, в старших классах многие из нас сетовали: мол, почему школьников заставляют ходить на тот или иной предмет? Вот дали бы нам возможность выбирать, уж мы бы составили своё расписание! Но если нам об этом приходилось только мечтать, то учащиеся школы № 2 до этого дожили.

Своё предметное расписание есть у каждого старшеклассника школы № 2

Найти свою «фишку»

Причём ещё в 2006 году! Именно тогда здесь начали эксперимент по введению индивидуальных учебных планов в десятых кассах. За основу взяли опыт новодвинской гимназии, которой тогда руководил Серей Попа.
— В то время количество учащихся в городе было невысоким, и учреждения боролись за старшеклассников, — рассказывает директор школы № 2 Ольга Крупник.

Рядом со второй находились школы-конкуренты — № 27, № 6 с углублённым изучением языков, № 30 с эстетическим уклоном. Начав поиск своей ниши, коллектив осознал: нужна дифференциация на уровне 10—11-х классов. О том же говорил и опрос девятиклассников: многие выбрали направления, не укладывавшиеся в традиционные профильные классы — гуманитарный и физико-математический. Так у школы № 2 и появилась своя «фишка» — индивидуальные учебные планы. Преимущество оценили не только «свои» девятиклассники, но и дети из других школ, которые приходят сюда делать свой выбор.

Предметы-фавориты

Как это выглядит на практике? Сейчас в 11-м классе второй школы учатся 37 человек, в 10-х — 59. У каждого свой «набор» предметов, на основании которого формируют учебные группы. И своё индивидуальное расписание, которое выдаётся 1 сентября и размещено на портале Дневник.ру.
Составляет его учитель-диспетчер. Ох, и нелёгкая это работа — всех состыковать!
— Деление на классы в старшем звене чисто условное: у нас, например, организовано три группы по математике — две с изучением предмета на углублённом уровне и одна — на базовом, — рассказывает замдиректора школы по учебно-воспитательной работе Ольга Фёдорова.
Меньше восьми — десяти человек в группе по предмету, как правило, не бывает. Кстати, каждый год предпочтения ребят меняются. Раньше многие выбирали историю, а сейчас такую группу не смогли открыть. Но есть и явные предметы-фавориты — это физика, математика, русский язык, нередко обществознание, востребованное при поступлении в вузы. А вот спроса на углублённое изучение литературы, увы, давно не наблюдают. Редко старшеклассники также выбирают химию и иностранный язык.

Вместо репетитора

Свободу-то учащимся дали, а вот умеют ли они ей распоряжаться и делать выбор с умом? Ведь по составленному ещё в девятом классе расписанию учиться потом два года! План, конечно, можно корректировать, но только в десятом классе, до октября. Чем, кстати, в этом году воспользовались шесть человек.
И если выбор сделан правильно, это станет замечательной базой для подготовки к ЕГЭ и дальнейшему поступлению. Тогда и репетиторы не понадобятся, уверены педагоги. Так, на протяжении нескольких последних лет средние баллы по ЕГЭ школа держит на уровне.
— Система уже сложилась, есть преподаватели, которые работают на «базе» и на «профиле», соперничества между ними нет, — продолжает директор.
Для педагогов предусмотрен персональный повышающий коэффициент — 20% к окладу за количество часов, которые они ведут по предмету на углублённом уровне. При подготовке к экзаменам идёт надбавка за работу с выпускными классами. Недостаток же нагрузки у кого-то компенсируется, например, надбавкой за классное руководство или проверку тетрадей.

Взять и отменить

Эта система замечательно легла и на новый федеральный стандарт, на который школа перешла одной из первых в рамках экспериментальной площадки. А он гласит: некоторые предметы вообще можно не включать в учебный план!
Да-да, первая реакция у большинства — удивление и шок. Но многие десятиклассники уже отказались от химии, биологии, не все выбрали экономику, информатику. Для примера: одна ученица исключила из своего расписания физику и химию. На углублённом уровне она будет изучать русский и английский языки, историю и математику. Из всего списка каждый должен выбрать 11—12 предметов — какие-то на базовом, какие-то на углублённом уровне. Сюда же можно добавить и элективные курсы.
— Когда мы только вводили индивидуальный учебный план, отношение к нему было разное — как со стороны родителей, так и учителей. Но сейчас представить школу без него уже нельзя, — констатирует Ольга Фёдорова.
Такой опыт пытались перенимать учителя из Онеги, Каргополя, Няндомы, в нашем городе — школ № 21, 29. Но многие в конце концов отказались от этой идеи и вернулись к традиционным профилям.
— Это очень выгодно для учеников и родителей, но затратно для школы. Одно дело два профильных класса, другое — 27 учебных групп, — объясняют педагоги.
Очень много приходится беседовать с детьми. В день выдачи аттестатов за девятый класс каждого ребёнка приглашают с родителем на консультацию. Кто-то после беседы пересматривает свой выбор предметов. В итоге подписывает индивидуальный учебный план не только школьник, но и его родитель. Эту ответственность они делят пополам.

Ольга ФЁДОРОВА, замдиректора шк. № 2:
— Мы даём возможность выбора каждому ребёнку. В других школах, как правило, создаются учебные группы, выбор предметов в которых ограничен.

Фото из архива школы № 2

Учащиеся 9б класса определяют учебный план на будущий учебный год. Такая работа начинается обычно в марте.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архив записей