После Ченслера — первый!

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/03/378_d1096-m.jpg

Стоит на ягринском берегу обращённый к Двинскому заливу памятник, а на нём исторические слова: «Ричарду Ченслеру, капитану «Эдуарда Бонавентуры», Лондон, с чьим приходом сюда 24 августа 1553 года начались регулярные отношения России с Англией. 1998 г.». Ходит по пропитанной морем северо-двинской земле человек, для которого собственные имена «Англия» и «Ченслер» давно уже стали близкими, а понятия «флот» и «корабли» — настолько обыденными, что без них всей полноты жизни и не представить. Именно таким и знают в клубе знаменитых капитанов Севмаша строителя кораблей и яхтсмена Виктора Ивановича КУЗНЕЦОВА.

Повторит ли кто-нибудь путь корабела и яхтсмена Виктора Кузнецова?

Укротивший «Леопарда»

Спроси его в любое время, какими кораблём и походом дорожит больше всего, тут же выстрелит: «Подлодкой семейства «Барс» «Леопард» и экспедицией 2002 года к берегам Великобритании, посвящённой 450-летию открытия Северного морского пути «Из Европы в Московию».
Одна за другой на линейку готовности выходили атомные многоцелевые подводные лодки проекта 971 разработки конструкторского бюро «Малахит», в которых Виктору Кузнецову, выпускнику Севмашвтуза, поручались инженерные работы. Уже на головном «Барсе» его заметили в должности заместителя ответственного сдатчика. Каждый из последующих серийных кораблей приближал его к заветной мечте. И вот он, миг удачи: Виктор Кузнецов — ответственный сдатчик «Леопарда», четвёртой подлодки из семейства «кошачьих». Сорокатрёхлетнего строителя переполняет гордость: его кораблю передаётся орден Красного Знамени с АПЛ проекта 627А, вручаются другие знаки отличия.
— Работа на этой подлодке свела и подружила меня с людьми, широко известными среди корабелов и военных моряков, — рассказывает Виктор Иванович. — Это Владимир Пастухов, сдаточный механик «Леопарда», а впоследствии генеральный директор Севмаша. Это и первый командир корабля капитан второго ранга Валерий Дьяконов, дружбой с которым очень дорожу.
В течение двух десятилетий выводил на испытания корабли Виктор Кузнецов. Другими за это время стали волны Белого моря. Только с берега они виделись светлыми. Все семь подлодок, построенных с его участием, погружались в свинцовые воды.
Ровно столько же совершил мореход и дальних походов на крейсерской яхте «Агиней». Будучи ещё подростком, заглянул он в яхт-клуб «Север» и не заметил, как на раздолье Двинского устья стало ему тесно.

Веди, мечта, за пять морей

Завершив персональную программу по передаче флоту АПЛ проекта 971, старший строитель 5-го отдела вплотную приблизился к осуществлению второй цели — возглавить поход заводских яхтсменов маршрутом английских мореплавателей.
Как известно, в августе 1553 года на берег Никольского устья в районе Николо-Корельского монастыря высадились английские колумбы. До наших мест дошёл лишь один из трёх кораблей снаряжённой в Лондоне экспедиции Хуго Уиллоуби — «Эдуард Бонавентура» Ричарда Ченслера.
Благосклонный приём, оказанный ему царём Московии Иваном Грозным, и встречная заинтересованность лондонских купцов привели к образованию Русской (Московской) компании, получившей монопольные права на английскую торговлю с Россией.
У стен Николо-Корельского монастыря возник первый морской торговый порт Российского государства. Здесь в течение сорока лет действовал английский торговый дом. Отсюда в 1556 году уходил в Англию первый русский посол Осип Непея. А в годы 2-й мировой войны порт Святого Николая принял сотни тысяч тонн английских грузов, поступавших в Россию по ленд-лизу.
Пока кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, мастер спорта Виктор Кузнецов отслеживал график подготовки к путешествию за пять морей, наступило 10 сентября 2002 года — день старта ожидаемой экспедиции. День, когда для экипажа обыкновенной, но уже много походившей крейсерской яхты «Агиней» прозвучит долгожданная команда «Поднять паруса!».

Открыть заново

Впереди у команды переход в несколько тысяч морских миль, причудливая красота норвежских фьордов. Совсем не скоро ещё покажутся при подходе к 70-й параллели очертания шотландского порта Абердин, если при этом подняться на верхнюю стеньгу парусника…

381_d1096-mКоманда «Агинея», дошедшая до Абердина.
Но уже принято (ещё в феврале) совместное решение администрации Севмаша и первичной профорганизации, одобрившей инициативу спортклуба предприятия.
Сформирована команда яхтсменов: ближайшим помощником капитана Виктора Кузнецова утверждён слесарь-монтажник цеха 50 Валентин Безсонов.
Согласованы кандидатуры матросов: фрезеровщик главного механического цеха Виктор Корнилов и начальник отряда военизированной охраны Андрей Ивченко.
Каждому участнику похода оформлен паспорт российского моряка.
Преодолев 4 250 морских миль, крейсерская яхта благополучно вернётся к родным местам. Мужественный экипаж Виктора Кузнецова проявит умение взаимодействовать, способность вовремя прийти на выручку, принять единственно правильное решение.
Особые впечатления останутся от пятидневного пребывания на земле Шотландии, родины Ченслера. Запомнятся замок, где останавливалась английская королева, гостеприимство главы администрации Джима Хотчессона, встреча в Морском музее.
«Будем дружить музеями, университетами, городами», — скажут северодвинцам жители Абердина. Подобные призывы звучат и в авторитетных кругах города-порта. И наши ребята, конечно же, как могут, донесут их до северодвинцев. Уставшие, но бесконечно счастливые, они постараются передать всё, что пережили сами.
Осуществив поручения администрации предприятия, города, спонсоров престижного проекта, дружина капитана Кузнецова, отважная четвёрка полпредов завода-корабела, словно заново откроет для англичан наш северный российский город.

Кто там будет следующий?

В богатой на события жизни Виктора Кузнецова морских походов было много. Некоторые из дальних путешествий разделили с ним известные на Севмаше и в городе люди: Андрей Ивченко, Александр Холодов, Татьяна Макурова. Всякий раз они выходили на берег с огромными впечатлениями и обширным познавательным материалом: морской водой с места гибели АПЛ «Комсомолец», свидетельствами пребывания на земле Шпицбергена и Шотландии, бесконечно дорогим отснятым материалом на кассетах, плёнках и дисках.
Со времени самого престижного похода за пять морей, посвящённого 65-летию Северодвинска, воды утекло немало. Крутой жизненный поворот ожидал и самого капитана «Агинея». В 2005 году генеральный директор Севмаша Владимир Пастухов сделал ему заманчивое предложение:
— В цехе 42 подготавливают рабочие места для размещения необычного для Севмаша заказа. Кому, как не вам, известному яхтсмену, сподручнее взяться за организацию этого дела?
Экспериментальный стапельный цех видел и не такое. Отсюда выходили самые что ни на есть современные боевые корабли, атомные подводные лодки-рекордсмены, ставшие гордостью отечественного флота. Спустя «дни и ночи» главный строитель — руководитель проекта Виктор Кузнецов выведет на линейку готовности и этот заказ — суперсовременные океанские яхты.
А без малого три года назад Виктор Кузнецов принял непростое для себя и окружающих решение. Отработав 48 лет на верфи, он оставил производство морской техники для нефтедобычи и гражданского судостроения. И хотя кораблестроитель снялся с табельного учёта, без всяких раздумий вступил в члены общественного клуба. И недавно принимал от заслуженных ветеранов поздравления и подарки в связи с собственным юбилеем.
Однако от службы на яхте 70-летнего капитана никто не освобождал. При этом отважный путешественник, первый после Ченслера проложивший маршрут между берегами Белого и Северного морей, пристально всматривается в окружающий мир. Кто там будет следующий?..

Фото из архива Виктора Кузнецова. В походе по северным морям.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей