Боевое крещение штормом

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/02/335_d1096-m.jpg

Беломорской военно-морской базе буксир передали в конце июля. И только успел экипаж отметить день рождения, подняв на судне флаг с изображением водолазного шлема, как тут же отправился нести вахту. За полгода «Полярный конвой» пробороздил четыре тысячи морских миль, встав на прикол лишь недавно. И мы тут как тут: гостей принимайте!

Накануне 23 февраля мы заглянули в гости на спасательный буксир «Полярный конвой»

Волна в шесть метров

По случаю прихода корреспондента вахтенный матрос подаёт четыре звонка.
— Большое начальство, значит, идёт, — улыбается капитан «Полярного конвоя» Андрей Голиков.
У экипажа под его началом особый статус: работают по плану командования БелВМБ, носят спецформу, поднять на построение их могут и ночью. И в то же время ощущают себя гражданскими специалистами.

Знакомить с буксиром начинают с рулевой рубки.
— Шикарный вид у вас тут, — киваю я на обзорную «витрину».
— А пойдёмте с нами в Северное море! — улыбается капитан. — Волны будут доставать досюда, — и показывает на иллюминатор.
Испытать подобное пришлось в Баренцевом море близ острова Колгуев. Штормовой ветер срывал верхушки волн, бросая водяную пыль в иллюминаторы. Волны вздымались до шести метров, накреняя судно до 35 градусов. Но экипаж первое испытание судна перенёс стойко.
К слову, команда «Полярному конвою» досталась опытная: северодвинцы в море около 20 лет. В иллюминаторе напротив виден буксир СБ-9, на котором многие из них когда-то начинали. Ему больше полувека, но он до сих пор верой и правдой служит флоту, теперь уже помогая новому судну.

341_d1096-m

342_d1096-m

Крёстная мама буксира

Интересуюсь: чего не было на предыдущем месте работы?
— Пароконвектомата, — с улыбкой отвечает командование.
Зря смеётесь! Вопрос питания на судне не менее важен, чем обеспечение его спасоборудованием: быть суперменом на голодный желудок непросто. На камбуз поспеваю как раз вовремя: с противня только сняли колобки. И вот они стоят на столе рядом с супами и компотами. «Угощайтесь!» — предлагает буфетчица Оксана Коковина.

338_d1096-mБуфетчица Оксана Коковина.
Пароконвектомат величают сердцем камбуза. В нём можно и печь, и тушить, и жарить. В помощь повару картофелечистка, тестомешалка и другие чудеса техники.
— Сегодня на обед борщ, винегрет, макароны с гуляшом, печенье, — рассказывает повар 5-го разряда Наталья Колышкина.
По праздникам, говорят, меню особое, но секретов не выдают. «Готовят всегда хорошо — хоть в праздник, хоть в будни», — подтверждают члены команды. И крёстная мама буксира солгать не даст! Её проникновенный взгляд с фото чувствуют на себе все заходящие в столовую, и я в том числе. Крёстная мама есть у каждого судна: ей становится дама, разбивающая бутылку шампанского о борт в день сдачи. У «Полярного конвоя» это глава администрации города Отрадное, где он строился.

Не выходя из рубки

Кстати, члены экипажа участвовали в приёмке судна. За семь месяцев до сдачи его флоту прибыли на завод «Пелла», высказывали замечания строителям, искали компромиссы. В результате в Северодвинск пришло современное судно, оснащённое по последнему слову техники.
Среди навигационных приборов несколько погодных станций, позволяющих предсказывать штормы и циклоны, барографы, эхолоты, электронная картографическая система, различные счётчики. Буксир может принимать сообщения с терпящих бедствие судов, определять направление движения в тумане по внешним звуковым сигналам. Инфракрасное оборудование помогает искать людей на воде, установленные в разных местах камеры — следить за происходящим, а пульты управления — отдавать механизмам команды, не выходя из рубки.
За первые полгода несения службы буксир отработал непростую постановку на три якоря, высадку людей в море и швартовку к различным объектам в непростых условиях, водолазные спуски на глубину 20, 40 и 60 метров, испытал спасательное оборудование.
— «Полярный конвой» постоянно находится в боевой готовности. В период несения дежурства серьёзных поломок не было. Но это и хорошо — значит, корабли и люди свою работу выполняют правильно, — считает начальник службы поисковых и аварийно-спасательных работ базы капитан II ранга Михаил Белов.

И лазарет, и мастерская

Члены экипажа живут в просторных уютных каютах, в некоторых есть холодильники и отдельные душевые. Есть на буксире свой банно-прачечный комплекс.

346_d1096-mПросторная каюта членов экипажа.
Ещё одно преимущество буксира — медблок с изолятором. Случись, не дай бог, авария, хирург и терапевт имеют для помощи всё необходимое — операционный стол, носилки, лекарства. А больной — отдельную кровать и санузел ванной. Отличия оценил и старший механик судна Александр Шубин, отработавший 23 года на буксире СБ-9. Там всё в руках вертел, здесь всё автоматизировано.
И отдельная мастерская в помощь — можно выточить любую деталь, есть также сверлильный и труборезный станки. А в самом машинном отделении не испачкаешься и головой не ударишься. Здесь находится главная движущая сила буксира — винторулевые колонки. Благодаря им судно водоизмещением свыше 1 800 тонн обладает большой манёвренностью: может разворачиваться на месте, идти кормой или боком. Срок службы, который отмеряет завод-изготовитель судну, — 24 года, но если вовремя делать ремонт, оно может прослужить и дольше.

«Три болта» уже не в моде

Раз — всё хорошо, два — требуется кислород. Так выстукивают по стенке барокапсулы деревянной киянкой, если из строя вышла связь. Саму капсулу обычно используют для рекомпрессии резко поднятых на поверхность водолазов.
Находиться в ней могут до четырёх человек. Барокапсула является частью водолазного комплекса, разместившегося в двух больших контейнерах.
— Он полностью автономный: мы обслуживаем комплекс без помощи механиков, — рассказывает старшина водолазной станции Виталий Хомич.
К услугам водолазов также барокамера, компрессоры, композитные баллоны, необходимая техника и костюмы. А прямо сейчас Виталий Павлович держит в руках новое снаряжение — водолазные шлем и маску
СВУ-5, вытеснившие прежние тяжеловесные шлемы-трёхболтовки.
— Первый применяется при тяжёлых работах — сварке, размыве грунта, вторая — при осмотре на спусках, — объясняет он.
Труд водолаза простым не назовёшь. Самые тяжёлые работы, которые пришлось проводить, — подъём плавказармы, стоявшей на мели. В целом водолазы постоянно ведут осмотр корпусов кораблей и причальных стенок, погружаются почти каждый день. Немудрено, что среди них ребята спортивные — занимаются каратэ, боксом, тяжёлой атлетикой.
И работу свою искренне любят: в ней и адреналина хватает, и понимания того, что ты делаешь вместе с командой что-то большое и важное.

337_d1096-mВодолаз третьего класса Илья Голубев на буксире всего полгода. Несмотря на то, что имеет и высшее экономическое образование, выбрал не кабинетную работу. Ему нравится быть в деле!

СОЧТЁМ ЗА ЧЕСТЬ!

В серии всего три подобных буксира: один находится в Ломоносове Ленинградской области, ещё два — в Балтийске Калининградской. И только наш носит название «Полярный конвой». Ходить на таком судне и честь, и большая ответственность, признаётся экипаж.

Фото автора. Пульт управления в надёжных руках капитана спасательно-буксирного судна «Полярный конвой» А. Голикова.

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728  

Архив записей