MENU
1230_d1095-m

26.01.2018 • Город, Образование

Поощрить, а не наказать

Стимулирующие выплаты педагогам продолжают вызывать дискуссии несмотря на то, что на эффективные контракты школы и сады перешли к началу 2017 года. Причины этого обсуждали на «круглом столе» по проблемам образования в редакции

Баллы в кошельках педагогов: почему везде они разные?

Уравнять бы всех

Положения об оплате труда учреждения составляли на основе примерного положения. Проверку последнего проводил областной профсоюз работников образования. Как его реализовали в районах?
— Ситуация абсолютно разная: где-то сработали хорошо, где-то есть непонимание. Чаще всего это связано с тем, что до людей просто не доведена информация. Там, где руководитель работает без комиссии, возникают конфликты, — считает председатель региональной организации профсоюза работников образования Александр Торопов.
— Я много бываю в коллективах, и вопрос оплаты труда возникает почти всегда, — добавляет начальник городского управления образования Сергей Попа. — Главный пункт: нельзя ли сделать так, чтобы учитель по одному предмету во всех школах получал одинаково за норму часов, проверку тетрадей и так далее?
Это невозможно. Директора объясняют, что у каждого учреждения своя система оплаты труда. Исходят из получаемого фонда оплаты труда, который зависит от количества детей, условий работы. Поэтому учитель русского языка с одной и той же нагрузкой в разных школах не может получать одинаково. По той же причине нельзя установить везде одинаковые оклады: в некоторых лицеях они ниже, чем в обычных школах. Учреждения сами решают, какой процент зарплаты отдать на стимулирующие.

Месяц не показателен

Вопросы возникают и потому, что не выдерживается главная рекомендация: не менять стоимость балла в течение года.
— К сожалению, не все аккуратно подсчитывают годовую нагрузку. В результате педагоги проводят одно и то же мероприятие в разные месяцы, но одному на стимулирование достаётся сто рублей, другому — десять, — продолжает Сергей Григорьевич.
Директор школы № 16 Татьяна Юрьева, в свою очередь, спрашивает: как просчитать суммы баллов руководителю, когда неизвестно, сколько человек будет участвовать, например, в тех же самых конкурсах? При этом нужно ещё и план по средней заработной плате выполнять.
— Это не значит, что в месяцах не может быть расхождений, — замечает начальник управления образования. — Мы указываем только на критические: если работник, например, в течение нескольких месяцев отстаёт в зарплате на две с половиной тысячи рублей.
В этой ситуации очень важно, какой период учреждения берут для расчётов, считает Александр Торопов. Месяц не показателен. Чтобы выплаты по балльной системе резко не менялись, можно применять квартальный или полугодовой учёты.
— Если посчитать школьный бюджет в течение двух-трёх лет, становится видно, в какой месяц люди выполняли больше эффективной работы, в какой — меньше. В соответствии с этим можно разделить средства фонда оплаты труда. Проблемы начинаются, когда бухгалтер делит их поровну на весь год, — добавляет председатель городской организации профсоюза работников образования Светлана Деснева.

Поделим пополам?

Воспитателей интересует, почему в садах такая разница в стоимости балла: где-то он стоит 50 рублей, где-то 300?
— Если оклады разные, то и стимулирующие разные, — поясняет Татьяна Юрьева. — В учреждениях, где маленькие оклады, на стимулирующие выплаты предусмотрено больше.
Рекомендация по соотношению базовой и стимулирующей частей зарплаты — 70 : 30. Но в некоторых учреждениях его давно не выдерживают: в оклад закладывается 90 и более процентов. Есть и другая крайность, когда на стимулирование отведено 50% зарплаты.
— Это неправильно. Специалист должен выполнять качественно свою основную работу, а не дополнительную, — считает Светлана Деснева.
— Предположим, педагог был на курсах. По возвращении провёл мероприятие, поучаствовал в конкурсе. Бухгалтерия при этом делит сумму баллов на две недели работы, такое возможно? — спрашивает воспитатель сада «Моряночка» Оксана Ращупкина.
— За то время, когда вы находились на учёбе, зарплату вам рассчитают по-среднему, как отпускные. И баллы будут начисляться уже на ту часть месяца, которые фактически отработаны. Стоимость балла останется прежней, — поясняет заведующая садом «Весёлые нотки» Светлана Колосова.
Возражение, что она может быть разделена, вызывает недоумение. Такое решение, замечает Сергей Попа, руководитель или главбух никогда не принимает единолично. В учреждении есть комиссия, куда может обратиться любой член коллектива. Если начисление выполнено неверно, можно обратиться за разъяснением напрямую к руководителю, в профсоюз, а также в управление образования.
По мнению педагогов, на эффективность работы указывают не все критерии. Например, участие в международных конкурсах: сертификаты можно легко купить в интернете.
— Система оплаты по Трудовому кодексу определяется учреждением самостоятельно, — поясняет Александр Торопов. — Какие стимулирующие показатели вы туда заложите, полностью ваша компетенция. Если считаете, что по учреждению должны быть другие приоритеты, можете убрать ряд показателей.

Будет ли стимул

С января на 4% повысилась зарплата педагогических работников. Средний заработок по области: в общем образовании (в том числе дополнительном) — 37 тыс. руб., в дошкольном — 31 тыс. Грядёт ли в связи с этим рост оклада воспитателей?
— Повышение окладов относится к полномочиям не субъекта, а самого образовательного учреждения, — объясняет председатель комитета по образованию и науке областного Собрания депутатов Игорь Чесноков. — В рамках доведённых средств оно определяет, какой оклад будет у работника. Мы на уровне региона формируем подходы к субвенции: нормативы на одного ребёнка или один класс-комплект в сельских школах и на детские сады. Доводим всё это до муниципалитетов. Муниципалитет самостоятельно определяет, сколько какому учреждению достанется средств. И само учреждение определяет оклад. Знаю, что есть подходы, когда район регулирует эти вопросы.
Каждый сотрудник также может повысить должностной оклад, аттестовавшись на высшую категорию.
Ещё один момент волнует работников садов: будет ли сохранена разница в зарплате воспитателей и младших воспитателей? В противном случае получать высшее образование не имеет смысла.
— Эта дифференциация сохранялась всегда. В нашем учреждении она составляет примерно 60%, — поясняет Светлана Колосова. — И не думаю, что четыре процента сузят этот диапазон. Каждый руководитель сада видит в младшем воспитателе кадровый резерв. Опытный управленец найдёт слова, чтобы простимулировать перспективного специалиста получать высшее образование.

Александр Торопов:
— Балльная система должна быть направлена на стимулирование, а не на наказание работников.

Фото Валентина Капустина

Comments are closed.

« »