Почему реставратор деревянного храма не может себе позволить работать шлифовальной машинкой — только инструментами, которые были знакомы зодчим прошлых веков? Пожалуй, на такого рода вопросы Виктору Дренину ответить сложнее всего. Конечно, можно сказать кратко: работа будет не та и результат не тот. Но лучше, пожалуй, не рассказать, а показать всё! Тогда у зрителей и понимания будет больше, и уважения к творчеству и труду древних мастеров. А у кого-то, может быть, появится и желание попробовать себя в старинном ремесле!
«Дом северного зодчего»: мечта музейщиков и реставраторов близка к осуществлению
А возможностей познакомиться с азами и дальнейшими тонкостями ремесла в исполнении мастеров вскоре станет больше. В минувшее воскресенье специально приглашённых гостей Нёноксы познакомили с ходом работ по проекту «Дом северного зодчего». Напомним, в прошлом году общественная организация «Поморский круг» выиграла грант более чем на два млн рублей из федерального бюджета — в рамках программы грантов президента России на развитие гражданского общества.
Цель — преобразить старый, построенный в 1937 году деревянный дом, где много лет живут реставраторы нёнокшанских храмов, создать в его стенах выставочную площадку, помещения для мастер-классов и культурных мероприятий, а возможно, и для отдыха экскурсантов.
Ремонт идёт полным ходом, в одной из комнат, а также в помещении филиала Северодвинского городского музея в Нёноксе уже формируется экспозиция из личного собрания мастера Дренина — инструменты, фрагменты конструкций и декора старинных храмов, фотолетопись реставрации.
Сам Виктор Петрович готов часами увлечённо рассказывать и о храмах в целом, и о каждом приёме работы, о своеобразии каждого инструмента. Вот топор особенной клиновидной формы: это просто чудо, как сказали бы сейчас, эргономики! Ведь мастер выполнял десятки тысяч ударов в день — разрушительная нагрузка, но при грамотной работе такой он не даёт отдачи в плечо! Вот так называемый дорожник: им в доске прокладываются дорожки для стока воды…
Впрочем, как уже говорилось, лучше показать, чем рассказать. Из дома зодчего мы перемещаемся на площадку перед Троицким храмом. Сначала Виктор Петрович и его ученик — мастер из Нёноксы Михаил Климов ловкими ударами топора выполняют «кромление» — оформляют кромку доски, затем строгают её рубанком, потом показывают, как обращаться с тем же дорожником: важно вести инструмент ровно, не отрывая и не поднимая вверх, от начала до конца доски, зато дорожка получается как отшлифованная, и даже кудряшки стружки отлетают в сторону как-то красиво! Мудрое старинное ремесло и искусство… Кто-то желает попробовать? Милости просим!
Когда Дом северного зодчего откроет свои двери, а произойти это должно в мае или июне, то участники мастер-классов, по замыслу сотрудников музея, соорудят общими усилиями копию церковной главки, крытой деревянной черепицей — лемехом. Этот арт-объект хотят назвать «Трудом сотни рук».
К слову, это меткое название и для всего проекта — детища председателя «Поморского круга» Полины Смирновой, участников организации — сотрудников Северодвинского городского музея, руководителя проекта заведующей филиалом музея в Нёноксе Виктории Волковой, реставраторов и их помощников из числа местных жителей. Дом северного зодчего станет, таким образом, пятым экскурсионным объектом старинного села — после филиала музея, старинного усолья, храмового комплекса и соляного амбара (отреставрированного и открытого на средства муниципального бюджета).
Фото автора. Дом северного зодчего ждёт преображение.