MENU
1395_d1094-m

15.01.2018 • Авторская колонка, Судостроение, Флот

Гроза Атлантики

По телеканалу «Звезда» недавно был показан документальный фильм под названием «Битва за Атлантику», посвящённый судьбе атомной подводной лодки К-140 проекта 667А (заводской № 421). В фильме говорится, что лодка построена на Севмаше, что ей выпала нелёгкая доля, и утверждается, что во второй половине прошлого века подводные ракетоносцы этого проекта были настоящей грозой в водах Атлантики для предполагаемого противника

Всё действительно так. К сожалению, авторы телефильма, на мой взгляд, упустили два момента. Первый: разработка этого проекта осуществлялась в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора С.Н. Ковалёва, о чём не было сказано ни слова. Второй: о «Звёздочке» упоминается лишь в титрах. Думается, этот пробел надо восполнить.
Напомним, Севмаш передал АПЛ К-140 Военно-морскому флоту в 1967 году, в состав Северного флота подводный ракетоносец включили в январе 1968-го. Корабль для постоянного базирования прибыл в губу Ягельную. Свой первый дальний поход совершил в апреле-июне 1969 года. Он проходил в непростой обстановке: вышел из строя реактор левого борта. Благодаря профессионализму экипажа командир корабля капитан 1-го ранга А.П. Матвеев сумел привести лодку на базу, успешно завершив 47-суточный поход, проходивший частично подо льдами Гренландии.
В декабре этого же года К-140 впервые в мировой практике выполнила восьмикратный ракетный залп.
В 1973 году лодка пришла на «Звёздочку» для ремонта и модернизации по проекту 667АМ. Ведущим подразделением по обновлению океанского исполина определили цех 15, которым в ту пору руководил В.П. Харченко, ответственным сдатчиком назначили А.И. Тихонова, сдаточным механиком — И.Е. Воронина. Ведущим конструктором был Б.И. Кантор, ведущим технологом — В.К. Югов. В ноябре 1977 года на заказе наступил период сложной и объёмной работы. Дело требовало высочайшей точности, допуски исчислялись «сотками» — сотыми долями миллиметра. На предыдущих заказах подобные операции занимали три-четыре месяца. А тут поставили задачу уложиться в две недели! С ответственнейшей работой успешно справилась бригада слесарей-монтажников М.И. Исаева, кавалера орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, заслуженного машиностроителя РСФСР. Пример в работе подавали и бригады слесарей-монтажников П.М. Горбаня, сборщиков В.А. Грачёва (цех 15), изолировщиков Н.П. Григи (цех 9), сборщиков-достройщиков П.А. Семко (цех 40), слесарей-монтажников Г.В. Новожилова (цех 16) и других. Модернизированная АПЛ К-140 была передана Северному флоту в декабре.
В активе подводного корабля 11 дальних походов, 20 пусков боевых ракет. К-140 дважды завоевывала приз главкома ВМФ за ракетные стрельбы. На борту корабля в своё время побывали министр обороны СССР маршал Советского Союза А.А. Гречко и главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков. В 90-х наше предприятие утилизировало АПЛ.

Фото из фонда музея «Звёздочки». АПЛ К-140.

Comments are closed.

« »