MENU
shutterstock_59297539-м

28.11.2017 • Колонка редактора, Образование

Наши дети — «тренажёры» системы

Последние годы систему образования в стране активно реформируют, совершенствуют, укрепляют и осовременивают. Но возникает ощущение, что только ради самого процесса. Дети, для блага которых, казалось бы, это и должно делаться, стали объектом приложения этих самых новшеств. Они словно тренажёры, которые испытывают на нагрузки и различные режимы, проверяя, как в той или иной программе они себя проявят

Родители призывают власти к диалогу о пути развития образования

Минус воспитание

Воспитательную функцию из школы сегодня убрали, полностью возложив её на семью. На родительских собраниях только и твердят: «Вы должны заниматься своими детьми, помогать им в учёбе, контролировать их успеваемость, общаться с ними, находить общий язык, проводить вместе свободное время».
Скажите: как и, главное, когда? При полной занятости на работе на диалог с детьми у многих остаётся не более двух-трёх часов. Да и то перед сном, когда ребёнок тщательно выполнит домашние задания по пяти или даже семи предметам. А если предстоит контрольная работа или тест, готовиться надо ещё больше. Кстати, проверочные, самостоятельные, контрольные тестирования в школе стали проводить чуть ли не каждый день и не по одному предмету. Даже в начальных классах, когда ребята ещё только ступили на порог страны Знаний. Тем более если школа работает по так называемым опережающим программам. И как тут родителям, учившимся в другое время и в другом темпе, угнаться за современной школой?! И помочь детям справиться с огромным потоком заданий, рефератов, презентаций и исследовательских работ?
Хотелось бы знать: есть ли единые стандарты и нормы проведения контрольных и проверочных работ? И если педагог вправе решать сам, каким образом проверять знания, ограничен ли он какими-либо рамками?

В школу с увлечением

Школам дали полную свободу, чтобы творили и развивались. И они, кто как может, организуют учебный процесс. Продолжительность учёбы на неделе у всех своя, каждому заведению позволено начинать и заканчивать каникулы на своё усмотрение. И никому нет дела, как в семье будут планировать совместный отдых, чтобы больше времени провести с детьми и заняться, наконец, их воспитанием.
Ещё один волнующий момент: как сделать так, чтобы дети шли в школу с удовольствием? Такие предметы, как ИЗО, музыка, технология, физкультура, на наш взгляд, вызывают отторжение из-за оценок за выполненные задания, нормативы. Все дети разные: у одного талант к музыке, у другого к рисованию, третий прыгает выше всех. И это природные данные! Пусть над детьми не довлеет груз оценок, и тогда эти уроки будут приносить им удовольствие и пользу.
Сегодняшняя школа — автономное учреждение со своей бухгалтерией, правовым статусом и хозяйственной базой. Отсюда огромная нагрузка на администрацию и педагогический коллектив. Каждое заведение помимо предоставления качественных образовательных услуг должно заполнять отчётные документы, развивать систему электронных дневников, активно использовать в работе интернет. Задавленные объёмами «оформительской» работы, педагоги бывают раздражёнными. А порой им не хватает времени вникать в проблемы учеников и уделять внимание общению с ними. И тут можно понять учителей.
Оправдан ли такой документооборот? Взять хотя бы новшество — электронные дневники. Если в школе они прижились и активно используются, может, бумажные варианты вовсе убрать? Или оставить только в индивидуальном порядке — для тех, кому в семьях они нужны?

Пережить экзамены

Теперь о самом важном — сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Для каждого ребёнка это ответственный этап. И нужно успешно его пройти. Наверное, поэтому уже с первого класса его начинают готовить. Ребята то и дело слышат порой устрашающее: «Учтите, вам ведь ЕГЭ сдавать!». И начинается упорный каждодневный путь к единственной цели.
Сегодня уже понятно: сама форма сдачи единого экзамена себя оправдывает. Только почему надо из года в год реформировать его содержательную часть? Может, остановиться и не подвергать стрессу каждую весну выпускников и их наставников? Пусть в советские времена был застой, но из года в год, писав обыкновенные диктанты по русскому языку и решая задачи по математике, из школ выходили очень даже грамотные и образованные люди. Теперь разгораются скандалы по поводу списывания и жульничества при сдаче экзаменов, хотя всюду видеокамеры, всё компьютеризировано, и, кажется, муха не пролетит. А вузы всё чаще недовольны базовыми знаниями абитуриентов. Значит, не работает в целом система образования. Отменив когда-то устаревшую, советскую, по-видимому, так и не удалось создать такую же качественную новую.
А если её созданием заниматься не только в кабинетах глав министерств образования, а потом спускать решения на места? Стоит, наверное, посоветоваться с опытными практиками-педагогами, родителями и учащимися. И, как говорится, всем миром создать свою, российскую. Не просто современную, а эффективную и полезную нам всем образовательную систему.
Тем более возможности для диалога сегодня есть, и широкие. Мы к такому диалогу готовы.
Татьяна ГАЛИЦКАЯ, Ольга САВИНОВА, Светлана МИРОНОВА,мамы учеников 3-го, 9-го и 10-го классов северодвинских школы и гимназий

Фото с сайта user98023.clients-cdnnow.ru

Comments are closed.

« »