Напомним, съемки многосерийного фильма этим летом прошли в Архангельске. О том, почему у кинематографистов возникла идея через сорок лет вернуться к этому произведению Алексея Толстого, об образах и актёрах будущей картины нам рассказал заслуженный деятель искусств РФ Константин ХУДЯКОВ. .
Интервью с режиссёром-постановщиком новой киноверсии романа «Хождение по мукам» на борту парохода «Н.В. Гоголь»
На перекрестье веков
— Константин Павлович, почему решили снова экранизировать именно «Хождение по мукам»?
— Просто, потому что время от времени к классике надо возвращаться. Иногда кажется, что сто лет назад писатели знали про нашу жизнь гораздо больше, чем современники.
— Но почему именно Алексей Толстой? Сыграла роль схожесть метаний человека накануне общественных потрясений?
— Абсолютно точно: время, представленное Толстым в трилогии, безумно рифмуется с нашим. Революции — одно из самых страшных явлений, которое человечество может переживать. А события в «Хождениях по мукам» — это описание времени, когда выбор нужно делать очень резко, чётко, и отсидеться в кустах не получится. Вот и главные герои Рощин с Телегиным бесконечно пытаются понять, как отстоять свою страну, у каждого из них своё понимание слова «Россия», они находятся в состоянии бесконечного сражения, борьбы, перемен. И в этом созвучие современности с романом.
— Перекрестье наших веков?
— Да, и это особенно интересно.
Рощин и Телегин
— Как вы подбирали актёров? Ориентировались на описание в романе? На предыдущий фильм?
— На фильм ориентироваться бессмысленно. Если бы у меня не было своего собственного видения от первой до последней строчки, не стоило и начинать. Как могут быть лица, которые были во времена Толстого, повторены сейчас? У меня был другой принцип: ориентир на те доминанты, которые Толстой заложил в каждого героя.
Рощин — офицер. Этот человек не может быть сутул и расхлябан. У каждого российского офицера были юнкерская школа, служба за плечами. Это не просто выправка, а честь и достоинство в каждом повороте головы.
Телегин — инженер. Наша эпоха замылила это понятие, а в то время слово «инженер» произносилось с большой буквы. Инженер — бог ты мой — это да! В Телегине мне хотелось передать забытое восприятие инженера как человека, который творит, создаёт машины, корабли, работает на сталелитейном заводе. Не просто достойный человек, а супердостойный человек. И поэтому взаимоотношения Рощина и Телегина — это взаимоотношения совершенно равных людей. И если первый преуспел в армейской жизни, то другой преуспел в ещё более напряжённой — созидательной.
Женская линия
— Вы всё время говорите о мужской линии фильма. Вам более интересны мужские образы?
— Боюсь прослыть врагом всех женщин на Земле, но всё-таки судьбы мужчин — героев картины определяют судьбы героинь — Кати и Даши. Их драмы самостоятельные, но они где-то и каким-то образом вторичны… Они любящие сердца, и поэтому их драмы связаны с жизнью людей, с которыми они связали свою судьбу. Это не значит, что они не самодостаточны. Они персоны, но живут в отражённом свете: их судьба и любовь проходят в первую очередь через невзгоды и тяготы их мужчин.
— Как вам наш пароход? Вдохновляет?
— Находка такого парохода, как «Гоголь», для нас просто один шанс на миллион! Мы хотели найти судно, которое соответствовало тому времени. Как раз на «Н.В. Гоголе» возвращаешься в начало века. Это счастье, что мы нашли эту действующую часть столетней истории страны. Это просто фантастика, и, конечно, золотые руки работников «Звёздочки».
— Когда зрителям ждать выхода картины на экраны?
— Заказ телеканала «НТВ» — к 100-летию революции, то есть к 7 ноября фильм должен пойти в эфир. Сегодня у нас
111-й съёмочный день. Будет ещё один день в Риге — и мы на финише. Материалы монтируем параллельно: времени, чтобы снять всю картину и затем сесть за монтаж, нет.
Истории строки
— Надеюсь, ваша версия романа найдёт своих зрителей и поклонников…
— Эта картина совсем не похожа на предыдущие. Мы пытались рассказать обо всём подробно, тщательно, не пренебрегая деталями. У нас потрясающие Жадов и Расторгуева, вроде персонажи второго плана, но их играют Света Ходченкова и Андрей Мерзликин. Совершенно уникальный поэт Бессонов: его играет гениальный Антон Шагин. У нас в фильме есть персонажи, которых Толстой написал, а экранизаторы забывали и раскрывали вскользь. Мы постарались сделать картину многофигурной и рассказать про каждого персонажа подробно. Пространство в двенадцать серий это позволяет.
В фильме широко представлена военная тема, которую мы реализовывали всеми доступными средствами: снимали окопы, вылили тонны воды, сожгли 1 200 покрышек, чтобы создать дым и гарь, что потом даже в душе не могли отмыть эту копоть. Всё это было в Пятигорске. А вот работа на Севере в завершение нашего съёмочного марафона на пароходе стала для нас настоящим подарком. Тем более что и с погодой повезло, да и люди у вас спокойные, размеренные и отзывчивые. В Москве не такие…
— Поможет ли ваш фильм кому-то обрести себя?
— Я мало верю в кино, после просмотра которого хулиган становится, к примеру, член-корреспондентом Академии наук. Создавая картину, просто хотелось, чтобы люди оторвались от земли и посмотрели на небо, подумали о себе и поняли, что эта история совсем рядом, не когда-то давным-давно, а в одном шаге, как вот этот пароход. Его же сделали реальные люди, жившие недавно. А возможно, удастся это уникальное судно сохранить, и через ещё сто лет на нём снимут ещё одну версию «Хождений по мукам»…
***
Иногда кажется, что сто лет назад писатели знали про нашу жизнь гораздо больше, чем современники.
***
Мы пытались рассказать обо всём подробно, тщательно, не пренебрегая деталями.
Фото Сергея Иевкова