Время прикоснуться к классике

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/11/313_d1094-m.jpg

Напомним, съемки многосерийного фильма этим летом прошли в Архангельске. О том, почему у кинематографистов возникла идея через сорок лет вернуться к этому произведению Алексея Толстого, об образах и актёрах будущей картины нам рассказал заслуженный деятель искусств РФ Константин ХУДЯКОВ. .

Интервью с режиссёром-постановщиком новой киноверсии романа «Хождение по мукам» на борту парохода «Н.В. Гоголь»

На перекрестье веков

— Константин Павлович, почему решили снова экранизировать именно «Хождение по мукам»?
— Просто, потому что время от времени к классике надо возвращаться. Иногда кажется, что сто лет назад писатели знали про нашу жизнь гораздо больше, чем современники.
— Но почему именно Алексей Толстой? Сыграла роль схожесть метаний человека накануне общественных потрясений?
— Абсолютно точно: время, представленное Толстым в трилогии, безумно рифмуется с нашим. Революции — одно из самых страшных явлений, которое человечество может переживать. А события в «Хождениях по мукам» — это описание времени, когда выбор нужно делать очень резко, чётко, и отсидеться в кустах не получится. Вот и главные герои Рощин с Телегиным бесконечно пытаются понять, как отстоять свою страну, у каждого из них своё понимание слова «Россия», они находятся в состоянии бесконечного сражения, борьбы, перемен. И в этом созвучие современности с романом.
— Перекрестье наших веков?
— Да, и это особенно интересно.

Рощин и Телегин

— Как вы подбирали актёров? Ориентировались на описание в романе? На предыдущий фильм?
— На фильм ориентироваться бессмысленно. Если бы у меня не было своего собственного видения от первой до последней строчки, не стоило и начинать. Как могут быть лица, которые были во времена Толстого, повторены сейчас? У меня был другой принцип: ориентир на те доминанты, которые Толстой заложил в каждого героя.
Рощин — офицер. Этот человек не может быть сутул и расхлябан. У каждого российского офицера были юнкерская школа, служба за плечами. Это не просто выправка, а честь и достоинство в каждом повороте головы.
Телегин — инженер. Наша эпоха замылила это понятие, а в то время слово «инженер» произносилось с большой буквы. Инженер — бог ты мой — это да! В Телегине мне хотелось передать забытое восприятие инженера как человека, который творит, создаёт машины, корабли, работает на сталелитейном заводе. Не просто достойный человек, а супердостойный человек. И поэтому взаимоотношения Рощина и Телегина — это взаимоотношения совершенно равных людей. И если первый преуспел в армейской жизни, то другой преуспел в ещё более напряжённой — созидательной.

 

315_d1094-м

Женская линия

— Вы всё время говорите о мужской линии фильма. Вам более интересны мужские образы?
— Боюсь прослыть врагом всех женщин на Земле, но всё-таки судьбы мужчин — героев картины определяют судьбы героинь — Кати и Даши. Их драмы самостоятельные, но они где-то и каким-то образом вторичны… Они любящие сердца, и поэтому их драмы связаны с жизнью людей, с которыми они связали свою судьбу. Это не значит, что они не самодостаточны. Они персоны, но живут в отражённом свете: их судьба и любовь проходят в первую очередь через невзгоды и тяготы их мужчин.
— Как вам наш пароход? Вдохновляет?
— Находка такого парохода, как «Гоголь», для нас просто один шанс на миллион! Мы хотели найти судно, которое соответствовало тому времени. Как раз на «Н.В. Гоголе» возвращаешься в начало века. Это счастье, что мы нашли эту действующую часть столетней истории страны. Это просто фантастика, и, конечно, золотые руки работников «Звёздочки».
— Когда зрителям ждать выхода картины на экраны?
— Заказ телеканала «НТВ» — к 100-летию революции, то есть к 7 ноября фильм должен пойти в эфир. Сегодня у нас
111-й съёмочный день. Будет ещё один день в Риге — и мы на финише. Материалы монтируем параллельно: времени, чтобы снять всю картину и затем сесть за монтаж, нет.

Истории строки

— Надеюсь, ваша версия романа найдёт своих зрителей и поклонников…
— Эта картина совсем не похожа на предыдущие. Мы пытались рассказать обо всём подробно, тщательно, не пренебрегая деталями. У нас потрясающие Жадов и Расторгуева, вроде персонажи второго плана, но их играют Света Ходченкова и Андрей Мерзликин. Совершенно уникальный поэт Бессонов: его играет гениальный Антон Шагин. У нас в фильме есть персонажи, которых Толстой написал, а экранизаторы забывали и раскрывали вскользь. Мы постарались сделать картину многофигурной и рассказать про каждого персонажа подробно. Пространство в двенадцать серий это позволяет.
В фильме широко представлена военная тема, которую мы реализовывали всеми доступными средствами: снимали окопы, вылили тонны воды, сожгли 1 200 покрышек, чтобы создать дым и гарь, что потом даже в душе не могли отмыть эту копоть. Всё это было в Пятигорске. А вот работа на Севере в завершение нашего съёмочного марафона на пароходе стала для нас настоящим подарком. Тем более что и с погодой повезло, да и люди у вас спокойные, размеренные и отзывчивые. В Москве не такие…
— Поможет ли ваш фильм кому-то обрести себя?
— Я мало верю в кино, после просмотра которого хулиган становится, к примеру, член-корреспондентом Академии наук. Создавая картину, просто хотелось, чтобы люди оторвались от земли и посмотрели на небо, подумали о себе и поняли, что эта история совсем рядом, не когда-то давным-давно, а в одном шаге, как вот этот пароход. Его же сделали реальные люди, жившие недавно. А возможно, удастся это уникальное судно сохранить, и через ещё сто лет на нём снимут ещё одну версию «Хождений по мукам»…

***

Иногда кажется, что сто лет назад писатели знали про нашу жизнь гораздо больше, чем современники.

***
Мы пытались рассказать обо всём подробно, тщательно, не пренебрегая деталями.

 

Фото Сергея Иевкова

 

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей