Триумф и трагедия каравана PQ-17

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/11/995_d1094-m.jpg

Событиям, важным для истории нашей страны в целом и Архангельской области в частности, посвящён новый спектакль Северодвинского драматического театра «Реквием каравану РQ-17», поставленный пензенским режиссёром Владимиром Карповым по одноимённому роману Валентина Пикуля. РQ-17 — один из арктических конвоев Второй мировой войны, отправленный в СССР 27 июня 1942 года со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании и получивший большие потери в результате немецких атак.

Есть у меня любимые писатели, к экранизациям или театральным постановкам по произведениям которых отношусь крайне критично.

К их числу принадлежит и Валентин Саввич Пикуль, чьи исторические романы из жизни XVIII—XX веков мне очень близки. Яркий авторский стиль, богатый словарный запас, точное следование историческим данным всегда отличали этого писателя, столь рано ушедшего из жизни, небольшая часть которой связана и с нашим городом. Фильмы и сериалы по романам Пикуля, как правило, не удавались, яркий пример — «Пером и шпагой» (2007). Увы, не чувствовали режиссёры их пульса.
А вот в случае со спектаклем «Реквием каравану РQ-17» Карпову, который сам и написал инсценировку, во многом удалось передать дух романа. При том, что его весьма сложно перенести на театральные подмостки. Это, по сути, хроника, сложенная из кусочков, каждый из которых рассказывает отдельную историю про подвиг, самоотверженность погибающих, но до последнего не сдающихся людей. Вся палитра человеческих чувств и эмоций предстаёт перед глазами зрителя, впечатление усиливают выразительные технические трюки.
Мощный эмоциональный накал спектакля, нарастающее с каждой минутой напряжение чувствуешь каждым нервом. Этому способствует и тусклое освещение в течение почти всего действа. Психологически тяжёлая атмосфера войны, мрачная гнетущая обстановка, в которой находятся советские моряки, переданы удивительно точно. Маленькие герои большой войны. Это и лесовоз «Ижора», и сторожевик,
и подводная лодка К-21, рискнувшая сразиться с таким монументом, как немецкий линкор «Тирпиц».
Актёры играют слаженно, в едином творческом порыве. Пожалуй, наиболее заметны работы Владимира Кулакова, Сергея Черноглазова, Валентины Иргизновой, Олега Наливайко. Хорошо показан контраст между бытом и моральным обликом советских моряков, с одной стороны, и американских и английских — с другой. Убедительны немецкие офицеры и солдаты — этакие демонические сущности. В частности, весьма зловещий собирательный образ, созданный Ильёй Костинкиным. Красной нитью через весь спектакль проходит тема судеб выносливых, терпеливых русских женщин, не дождавшихся с войны мужей и сыновей. Здесь отдельное спасибо стоит сказать дуэту Павла Варенцова и Анны Венгерович.
Главная, на мой взгляд, проблема спектакля заключается в том, что, за редким исключением, военная форма нашим актёрам не идёт, неубедительны они в ней. Та же ситуация была в «Небесном тихоходе».
После премьеры состоялось зрительское обсуждение. Прозвучало мнение: зрителю непосвящённому, роман Пикуля не читавшему, воспринимать спектакль сложно. Не соглашусь. Спектакль хорош как самодостаточное художественное произведение и вполне понятен даже тем, кто совсем не знаком с первоисточником.

Фото автора. Экипаж подводной лодки К-21 готовится торпедировать немецкий линкор «Тирпиц».

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей