Три стороны проблемы

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/11/994_d1094-m.jpg

К разговору по проблемам образования мы пригласили в редакцию председателя комитета по образованию и науке областного Собрания Игоря ЧЕСНОКОВА, председателя региональной организации профсоюза работников образования Александра ТОРОПОВА, его коллегу по Северодвинску Светлану ДЕСНЕВУ, начальника городского управления образования Сергея ПОПУ, директора школы № 16, председателя совета директоров школ Татьяну ЮРЬЕВУ, заведующую садом «Весёлые нотки» Светлану КОЛОСОВУ, учителя русского языка и литературы школы № 19 (работает третий год) Дарью ВОСТОКОВУ и воспитателя сада «Моряночка» Оксану РАЩУПКИНУ. Тем для обсуждения много, самая больная — система стимулирования. Об этом отдельно, а пока ответы на вопросы читателей и участников «круглого стола».

Как решить вопросы кадров, финансирования и содержания программ в школах и садах?

«Стрясти» на раскраски

С. Колосова. В 2016 году принят федеральный госстандарт (ФГОС) по дошкольным учреждениям. Он требует мощных вливаний в развитие предметно-пространственной среды. Региональная программа финансирования предусмотрена?
И. Чесноков. Всё делается в рамках норматива на учебное оборудование через субвенцию муниципалитетам. Наш комитет отстаивает позицию дополнительного финансирования садов для выполнения ФГОС. С учётом сложностей финансирования программы пока нет. Мы говорим о возможности городов аккумулировать средства субвенции.
О. Ращупкина. Будут ли обновлять уличные площадки, которые тоже относятся к пространственной среде?
С. Попа. Здесь надо говорить о приоритетах. Много денег «съедают» кровли, заборы, окна. Накопились также предписания по линии Роспотребнадзора. И все средства муниципалитета вне зависимости от ведомственной подчинённости в результате торгов на экономию будут передавать нам для решения этой проблемы.
•Воспитатели интересуются: если с родителей нельзя брать деньги, а на группу постоянно необходимы пособия для занятий, раскраски, настольные игры, кто и на какие средства должен их приобретать?
С. Попа. Отвечал неоднократно. На всё есть норматив финансирования, на учебные расходы он очень маленький. И до недавних пор был меньше, чем предполагалось областным законом. Если родители хотят, чтобы дети рисовали нормальными красками и карандашами, могут обсудить это на собрании и приобрести необходимое.
С. Колосова. В вопросе смешаны понятия. Предусмотреть средства на пособия, настольные игры, всё, что нужно для реализации основной программы, обязано учреждение. А вопрос о приобретении расходных материалов (канцтоваров, раскрасок, бумаги) родители вправе решать на собрании.

Осилят ли подъёмные?

Как сегодня работается молодому педагогу?
Д. Востокова. Я пришла в школу, которую и окончила, поэтому коллектив меня принял. Приятно видеться на конкурсах с другими педагогами, побеждать с детьми. Но хотелось бы и выездных мероприятий. Раньше учителя делегациями выезжали в Малые Корелы, на форумы, конференции в Москву. Сейчас этого нет.
С. Попа. В советах директоров и заведующих надо посмотреть и вынести предложение.
Т. Юрьева. На какие деньги? Мы не можем заместителей отправить, директора редко ездят.
С. Попа. Есть программа развития образования, нужно выбрать приоритетные направления.
•Регион сократил количество участников программы поддержки молодых педагогов и отодвинул сроки подачи документов, а значит, и сроки получения подъёмных…
И. Чесноков. Меру поддержки внесли в областной закон в 2013 году. Он не менялся, но периодически пересматривается порядок выплат. Существенных изменений не отметил. Круг лиц по специальностям прежний: предлагали выделить наиболее востребованные, но в районах разная кадровая ситуация. Подача документов — до 31 мая. Это связано с бюджетом. Первоначально на подъёмные закладывалось 20 млн рублей — по 100 тыс. на 200 человек в год. В прошлом году поддержкой воспользовались около 140 человек. На следующий закладываем 10 млн. Сумма увеличится, если будет больше заявок.
•А что с жильём?
И. Чесноков. К прямым полномочиям субъекта это не относится. Это наша совместная ответственность. В 2011—2013-м из областного бюджета выделили почти полмиллиарда рублей на поддержку педагогов, строящих собственное жильё, и на выдачу служебного жилья. Сейчас такой программы нет. Оплачивать наём жилья — путь, которого нужно придерживаться в больших городах области.

Фельдшер на три школы

Один фельдшер работает в медкабинетах нескольких учреждений. Изменится ли ситуация?
Т. Юрьева. У нас в прошлом году постоянного медика не было, приходил на два часа в день. А должен быть постоянно, чтобы не вызывать «скорую» по пустякам. Пока не изменится ситуация с кадрами, так и будем жить.
С. Попа. Вопрос на федеральном правительстве рассматривался. Чтобы начать решать проблему сейчас, нужно у имеющихся выпускников на последнем курсе делать специализацию и принудительно отправлять их на места.
Т. Юрьева. Касается это и школ. Средний возраст учителей 50 лет. Здорово, что стали приходить учителя начальных классов. Но физики, математики, окончив вуз, идут на заводы. У нас уже химиков и биологов не хватает.
Сады и школы закошмарили проверками надзорных органов…
С. Деснева. У нас есть юрист в профсоюзе, и несколько дел мы уже отстояли, штрафы уменьшили.
С. Попа. Появились надзоры, которые раньше не имели к нам отношения: ветеринарный, фитосанитарный. И почти все в беседах откровенно говорят, что не могут уйти без штрафа, иначе их будут подозревать в коррупции.
И. Чесноков. Надзорные органы не подчиняются региональной власти, это федеральные структуры. Они действуют в рамках регламента. Пытаемся убедить их в другом: не надо так жёстко реагировать. По итогам проверок и вынесения штрафов город вынужден обделять другие учреждения.

Нагрузили до утра

•Считаете ли вы нормальной ситуацию, когда ребёнок в среднем звене встаёт в шесть утра, чтобы доделать домашнее задание?
Т. Юрьева. Если он записался в три секции и после школы идёт сначала в одну, потом в другую, то вечером устанет. На домашние задания есть нормы СанПиН, за этим следит Роспотребнадзор.
•Сложилось впечатление, что учителя между собой не координируются: в один день могут задать и роман прочитать, и доклад написать.
С. Попа. Всё, что касается исполнения норм, курируют заместители директора по учебной и учебно-воспитательной работе. Но мы должны и родителя настраивать на разговор с ребёнком: школа не развлечение (хотя и учиться надо с увлечением). Это серьёзный труд, который определён государством, Конституцией и Законом об образовании.
•Но гонку уже до школы начинают: дети ходят на английский, дополнительные занятия…
Т. Юрьева. Это по желанию родителей.
А. Торопов. Описанный случай, скорее всего, единичный. Нужно смотреть не только учебную деятельность, но и распределение оставшегося времени. Неумение себя организовать тоже проблема.

Мастерские стоят пустые

•Вопрос родителя первоклассника: «Учебники составлены отвратительно, нет информации, только вопросы и задания. Приходится объяснять своими словами».
С. Попа. В начальной школе не должно быть лишнего: чтение, математика, русский язык, физкультура, пение, рисование и внеклассное чтение. Главное — научить ребёнка осознанно читать, писать, дать азы математики. Всё это должно быть в учебниках. Родителям будущих первоклассников рекомендую интересоваться, какие учебники используют в школе.
Об уроках труда: читатель пишет, что в советское время мастерские были для ребят одним из любимых мест. Там учили главному — умению работать. Где это всё в современных, оборудованных качественным инструментом мастерских? И кто будет потом работать — таджики и китайцы? Предвижу, что приведёте пример школы № 13 и некоторых других, воспитанники которых ездили на заключительный этап Всероссийской олимпиады. Но это частные случаи.
С. Попа. Когда я начинал быть директором в 1986 году, в учителя трудового обучения желали попасть десятки. Школы выбирали порукастее. Сегодня выбирать не из кого. Многое поменялось и в разрешительной системе, сегодня фактически ни одного ученика к станку допустить нельзя.
Т. Юрьева. Раньше мы дежурили, мыли доски, убирали кабинеты — трудовое воспитание. Сейчас даже на уборку двора нужно согласие родителя.

На плечи родителей?

•Ещё вопрос: «Ребёнок ходит в девятый класс, словно отбывает срок. Педагоги в школе последние четыре года постоянно меняются. И это на тех предметах, которые дети сдают как ОГЭ и ЕГЭ. Не сдашь экзамены — справка и пересдача. А преподнести материал так, чтобы ребёнок понял, получается не у всех. Класс выпускной — нанимай репетитора. Получается, проблема с кадрами — проблема родителей и учеников. Школа ни за что не отвечает?».
С. Попа. На смену кадров мы влиять не можем. Большинство педагогов — женщины, которые становятся мамами. Человек может выбрать другую школу или иную сферу. Что касается дисциплины: если молодой специалист не научился держать её в первые полгода, уже никогда не сможет. Учителям надо задуматься, интересоваться характеристиками детей.
С. Деснева. Раньше практика у студентов была с первого курса. Сейчас они видят детей, приходя на работу.
А. Торопов. У моего ребёнка во втором классе шесть учителей сменились, дисциплины никакой, трое написали заявление о переводе в другой класс. После разговора с директором поставили такого учителя, который навёл порядок. В Законе об образовании три стороны: родители, ученики, школа. У каждого есть права и обязанности. И если мы хотим что-то изменить, работать должны все.

***

Сергей Попа:

— Я за то, что учитель — особый человек в государстве. Детей воспитывает уже сам его приход в школу.

 

Фото Елены Никитиной

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей