MENU

411_d1094-m

07.10.2017 • Общество

Реклама: вечна, но изменчива

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что первые страницы газет прошлых десятилетий отражают дух времени. Но то же самое делает и реклама — из тех же газет. Давайте посмотрим, что рекламировали в «Северном рабочем» в прошлом веке

АРХИВНЫЕ СТРАНИЧКИ

1977 год

• На газетных страницах встречаются объявления, которые сейчас встретить просто невозможно. Например: «Приём поздравительных телеграмм к 60-летию Великого Октября» или сообщение о предстоящей лекции о внешнеполитической деятельности КПСС.
• Объявление, опубликованное в одном из выпусков, советует дамам позаботиться о причёске. Предлагают стрижку, окраску волос, а также химическую и электрическую завивки. Полагаю, о ламинировании, мелировании волос и омбре в те годы не слыхивали. Зато шиньоны, накладные косы и ресницы модницы тех лет уже вовсю использовали — об этом говорит одно из объявлений горбытуправления.
• При  отсутствии такого количества торговых центров с широким ассортиментом готовой одежды, как сейчас, северодвинцы конца 70-х часто пользовались услугами швейных ателье. Информация в газете это подтверждает: тут и раскрой лёгкого платья с первой примеркой, и заказы на пошив мужских сорочек, и ремонт и обновление трикотажных изделий. А в рекламном объявлении из другого номера предлагают ещё и художественную вышивку и аппликации, уверяя, что благодаря этому «предметы домашнего обихода и женского туалета станут красивы и модны».
Кроме того, принимали заказы и на изготовление головных уборов — даже из устаревших меховых шапок, шуб или воротников мастера создавали головные уборы современного (на тот момент) фасона.
• Общественное питание — ещё одна тема для рекламы. Ресторан «Белые ночи» приглашал на выставку-дегустацию фирменных блюд, в столовой «Дружба» проходил день украинской кухни, в кафе «Россиянка» — день итальянской кухни.
• Реклама бытовой техники даже умиляет: северодвинцам предлагали купить телевизоры с чёрно-белым изображением и диагональю 61 см. Сейчас такой «ящик» можно приобрести разве что ради антуража.
К слову, телепрограмма в 70-х была совсем маленькая — не сравнить с нынешней, на несколько десятков каналов.

1997 год

• Даже сейчас, в 2017 году, находится немало противников разного рода англицизмов. Но и в рекламе конца 90-х мелькали словечки вроде «шейпинг» (вид ритмической гимнастики, направленной на изменение форм тела). Этим видом спорта заманивали тех, кто хотел улучшить фигуру и укрепить здоровье.
• Также в одном из рекламных блоков психиатр сообщал о приёме и лечении пациентов с алкогольной зависимостью и избыточным весом. «Метод — суперкодирование. Высокая эффективность, отсутствие осложнений». Другой образец подобной рекламы — объявление в духе «требуются люди, которые не могут похудеть».
А в следующем выпуске газеты, как бы в издёвку, а то и в противовес — реклама цеха розлива вина, который предлагал купить продукцию по себестоимости. Заставить купить товар должны были два эпитета: «крепкое и качественное».

412_d1094-m

Газетная реклама конца 90-х.
• Компьютеризация в те годы шла полным ходом. Под логотипом IBM рекламировали компьютеры, комплектующие к ним, сетевое оборудование, программное обеспечение. В ссылках указаны даже е-мейл и интернет-сайт, что в 90-е было  не так уж и распространено.
• Сейчас значительная часть молодёжи понимает, что Second Hand — это место, где можно за небольшие деньги найти себе эксклюзивную одежду. Но существовали такие магазины и двадцать лет назад, и раньше. «Вы экономны, не ленивы, богаты фантазией, имеете золотые руки — этот магазин для вас». Северодвинский «Second Hand» конца 90-х торговал американскими товарами и предлагал солидные скидки пенсионерам и многодетным семьям.
• Вовсю работали и турагентства. Одно из них первым делом предлагало авиатур к жемчужине Белого моря — на Соловецкие острова, а также на Кий-остров. Среди вариантов также имелись путёвки в пансионаты, гостиницы, санатории и турбазы Краснодарского края, санаторно-курортное лечение в Кисловодске и Пятигорске, отдых в Подмосковье и Санкт-Петербурге. А на логотипе турагентства не как сейчас — пальмы, шезлонги и взмывающие в небо самолёты, а скромный парусник на морских волнах.

Фото из архива редакции. Такой вот был курс валют в 1997 году.

Comments are closed.

« »