MENU

500_d1094-m

06.10.2017 • Культура

От ума — не горе

Громкая премьера, совпавшая с началом городского театрального сезона, стала подарком к Дню учителя, помогла педагогам и одноклассникам взглянуть на ребят другими глазами. Родители не переставали им аплодировать, а сами юные актёры даже после закрытия занавеса изъяснялись не иначе, как стихами

Гимназисты примерили на себя роли героев комедии Александра Грибоедова

Бессмертное творение Александра Грибоедова воплотили в спектакле учащиеся двух выпускных классов гимназии № 8. За их игрой влюблённо наблюдала учитель русского языка и литературы Марина Юрьева. Легко ли было перевоплотиться в постановщика?
— У нас с таких позиций литература ведётся, — рассказывает Марина Васильевна. — Когда мы обсуждаем произведения на уроках, дети погружаются в мир героев, надевают костюмы. Они  очень артистичны.
К идее собственного театра шли давно. Уже два года здесь проводят литературные гостиные, где ребята читают стихи — особенно любят Бродского. А тут сами предложили: давайте, «Горе от ума» поставим! Видимо, сказались углублённое изучение литературы и наличие  риторики в цикле некоторых предметов.
Репетиции начались в прошлом году. Непросто было собрать 15 человек на массовые сцены: все учатся хорошо, а после школы занимаются в секциях. Придерживались традиционной  интерпретации, смотрели и одноимённую премьеру Северодвинского драмтеатра. Оттуда, например, идея воплощения сна Софьи.
Но и свои находки присутствуют. Действие происходит в наше время, где Софья — дочь богатого отца, Лиза — подрабатывающая студентка, Фамусов видит своего двойника в служащем северодвинского беломорского полка Скалозубе (их роли исполнили близнецы Николай и Анатолий Киселёвы. И в этом намёк на единство их взглядов), а Чацкий, подозревает графиня Хрюмина, считает себя умнее Жириновского. Впрочем, все приметы современности не заслоняют главного смысла.
В зале царила камерная атмосфера приглушённых тонов. Атмосфера доверия и искренности, с которыми юные актёры взялись за свои роли. В некоторые моменты они удивляли проницательностью не по годам. А глядя на то, как ловко они декламировали стихи, стало ясно: фраза о поколении, общающемся на языке смайлов, не про них.
— Столько эмоций, когда чувствуешь отдачу от зрителей. Это невероятно! — призналась исполнительница роли Софьи Марина Пестрецова.
Есть в постановке и актёр, сумевший украсить свою роль без слов. Это главный историк школы Никита Гаранин, игравший князя Тугоуховского. Большая нагрузка легла на Даниила Трушина: чтобы вжиться в образ Чацкого, потребовался год.
— Должно быть понимание того, как подойти к Софье, когда я переживаю, когда всё ещё люблю её, когда разочаровываюсь в своём выборе, — рассказывает он. — Я Чацкого не виню нисколько и считаю, что так обстоятельства сложились: он был лишним для того общества. Ситуация может произойти и сегодня. Ведь и сейчас немало непонятых людей с передовыми взглядами.
— Советую запомнить эту фамилию, — тут же добавляет наставник. — Если Даниил останется работать в городе, это наш будущий мэр! У него великолепные организаторский способности. Играя эту роль, он и сам учился, каким надо быть.

Николай Сунгуров, директор гимназии:
— Некоторые считают идеалом развития выпускника умение разбираться в технике. Мы хотим показать его с другой стороны: гуманитарные навыки тоже необходимы. Важно уметь ощутить себя в этом мире, понять, кем хочешь быть. Участие в таком проекте помогает осмыслить себя.

СЛОВО РОДИТЕЛЯМ

Константин Тарабычин выразил общие эмоции:
— Казалось бы, ну что ожидать от подобного выступления, ведь артисты — одиннадцатиклассники. Однако с первой сцены выступление захватило настолько, что всё вокруг перестало существовать. Это невероятное ощущение чувствуешь только там, где с тобой не играют, где всё по-настоящему. Мы смеялись и аплодировали, тревожно замолкали и даже плакали в некоторые моменты. Ребята проживали текст во всём многообразии эмоций и чувств.

Фото автора. «Дома новы, но предрассудки стары». Современное прочтение бессмертного произведения.

Comments are closed.

« »