Игорь Скубенко: «Нам только погон не хватает»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/09/291_d1094-m.jpg

Сегодня Игорь Скубенко в командировке в Москве — защищает проекты по развитию города. Это шесть идей в рамках программ Фонда развития моногородов, которые могут дать Северодвинску дополнительный импульс движения вперёд. Защита проектов проходит во время очередного обучающего тренинга, организованного Московской школой управления «Сколково». Вообще-то главе города и главе северодвинской делегации на этом обучении положено быть с первых дней, но важное политическое событие четверга — выборы председателя и заместителя председателя городского Совета депутатов — задержало его.

Глава Северодвинска в первом интервью о служении городу, идеях его развития и о своей семье

На что поставить?

На что же в развитии города делает ставку Игорь Скубенко? Как в условиях приближающегося выполнения гособоронзаказа Северодвинск будет удерживать своих жителей? И зачем нам детский технопарк? Об этом мы поговорили с главой города во время субботней прогулки по окрестностям Северодвинска.
Конечно, на берегу реки, в окружении сосен, расцвеченных золотом берёз и кустов брусники со спелыми ягодами, сложно беседовать только о работе. Не сомневайтесь, уважаемые читатели, вы обязательно узнаете, какой Игорь Скубенко отец, но пока о том, что ждёт наш город под руководством этого молодого управленца (к слову, в воскресенье он отметит 43-й день рождения), взявшего спринтерский старт и не собирающегося сбавлять обороты в работе.
— Игорь Васильевич, сегодня федеральный центр недвусмысленно даёт понять, что  следует уходить от монопрофильности. Так чем же быть нашему городу: моногородом или наукоградом?
— Моногород может быть и наукоградом, не надо разделять эти понятия. От монопрофильности мы не уйдём однозначно — на градообразующих предприятиях работает большая часть трудоспособного населения города. Но увеличивать составляющую, которая даёт нам доходы не от основных предприятий, а от других источников, безусловно, нужно. Это одна из задач моих и моей команды.
Первые заявления, как вы могли заметить, касались малого и среднего предпринимательства, мои первые поездки на частные предприятия города уже состоялись (например, на производство «Альбатрос-Норд»), будут и другие посещения. И диалог, который сегодня выстраивается с нашими предпринимателями, мне очень нравится: они готовы работать и развиваться здесь, здесь платить налоги. Это классно, это абсолютно правильно!
Мы сегодня заинтересованы и в том, чтобы в город заходили и новые субъекты, в том числе торговые предприятия.
— Не федеральные ли сети вы имеете в виду?
— Федеральные сети тоже имеют место быть в городе. Конечно, нужно очень аккуратно к ним подходить — и с точки зрения федерального законодательства определённые заборы нужно ставить. Здесь я поддерживаю позицию Дмитрия Юркова. (Депутат Госдумы Д. Юрков участвует в разработке законопроекта «О защите региональных производителей от торговых сетей и монополистов» — Е.Н.). Со своей стороны мы тоже готовы подключиться.
У нас в городе действует совет по малому и среднему предпринимательству, и я уверен, что совместно мы поставим новые задачи, и уверен, что от наших бизнесменов поступят новые инициативы. В команде, которая едет в Сколково, есть и представители заводов («Северный рейд»), и сотрудники городской администрации, и предприниматели. Мы представим наши идеи на этой площадке Фонда развития моногородов (а именно он организует обучение) и постараемся найти им финансовую поддержку.
Эти идеи не из воздуха, они сформированы в тесной связке с нашими градообразующими предприятиями, которые, поверьте, тоже заинтересованы в уходе от монопрофильности.
— Это движение особенно заметно по «Звёздочке».
— У Севмаша на сегодня сформирован большой пул гособоронзаказа. Его границы понятны — это горизонт 2025 года. Но перед нашими предприятиями, я знаю, поставлены цели развития производства гражданской продукции или продукции двойного назначения. Ну и, естественно, всё это движется в рамках импортозамещения.
— То есть в развитии города делаете ставку…
— На заводы, на малое и среднее предпринимательство, на программы Фонда развития моногородов, на федеральные программы, ну и я бы сюда ещё включил максимально эффективное руководство теми финансами, которые мы зарабатываем сами в виде доходов, налоговых и неналоговых поступлений.
— А туризм?
— Естественно. На одной из планёрок я ряд поручений уже дал в этой части. Мы ограничены в некоторой степени для иностранных туристов, но для наших сограждан, я считаю, город Северодвинск и его окрестности (Нёнокса, Белое Озеро) могут быть вполне интересны и вполне приносить доходы нашим предпринимателям, которые работают в этой сфере.
— С генеральной линией всё понятно, а что делать внутри города: кто-то требует благоустроенных парков, а кто-то ещё живёт в разваливающихся домах. Что, на ваш взгляд, требуется в первую очередь: переселять людей в нормальные квартиры или делать городские пространства уютными?
— Одновременно всё надо делать. А как по-другому? Если мы строим новое жильё, то естественно, что одновременно должны появляться и объекты благоустройства. На сегодня в этой части у меня есть вопросы. Прекрасно, что строятся новые дома, мы увеличиваем их количество. В этом году в плане сдать 50 тысяч квадратных метров жилья. Думаю, этой отметки обязательно достигнем, и это будет очередной успех. Планы на будущий год по строительству также формируются, в том числе за счёт средств местного бюджета. И, конечно, переселяя людей из ветхого жилья, мы должны заниматься вопросами благоустройства.
Я вижу эффективным привлечение в эту сферу государственно-частного партнёрства. Знаю прекрасно, что есть субъекты малого и среднего предпринимательства, которые готовы сегодня развивать отдельные рекреационные территории, в том числе набережную на Яграх, Театральное озеро и другие.
— В Северодвинске не раз бывал Владимир Путин. На что бы вы обратили внимание президента, если он ещё раз приедет, о чём бы его попросили, может быть?
— О ягринском мосте. Но насколько я владею информацией, есть очень серьёзные и хорошие перспективы, чтобы со следующего года проект его реконструкции начал реализовываться. Я лично видел соответствующие поручения президента.
Конечно, хотелось бы больше средств на дороги: там, где есть дорога, там есть жизнь. Мне бы очень хотелось решить вопрос о дороге на Нёноксу. Не обещаю, что там будет асфальт, это, наверное, слишком дорогое удовольствие с учётом того, что у нас и в области не везде присутствует твёрдое покрытие, но этот проект хотелось бы реализовать. И, конечно, ввести в работу объездную дорогу.
— Что ещё в развитии Северодвинска нельзя упустить?
— Образование. Этой сфере нужно уделять особенное внимание, и именно техническому образованию. Я очень рад, что проект нашего технопарка на базе Центра юношеского научно-технического творчества поддержал губернатор. Мы о нём очень много говорили с Игорем Анатольевичем. И я знаю, что федеральное правительство поддерживает технозону, которая развивается в Северодвинске. В ней заинтересованы и предприятия, и САФУ (ИСМАРТ), и техникумы. Думаю, что мы и здание ЦЮНТТ приведём в порядок и поищем другие возможности для развития этого направления.

285_d1094-m

Коллеги, партнёры, команда

— У вас много энергии для работы, много идей. Насколько свободно чувствуете себя в должности главы, когда бюджет утверждается Советом депутатов?
— Готовит-то его администрация Северодвинска. Готовит с теми же депутатами. Уже на этой стадии мы серьёзно обсуждаем все проектировки, которые предлагают главные распорядители средств местного бюджета (к слову, именно на этой неделе проходит согласование бюджета с главой города), то, что сами депутаты вносят, потому что они работают в своих округах, они ближе к населению, знают насущные проблемы. Здесь я не вижу никакой проблематики. Главное, как эту работу организовать. В отдельных муниципалитетах мы наблюдали картину, когда бюджет не принимали, а страдали от этого жители.
— Большинство в горсовете из «Единой России», а вы беспартийный?
— Я вступил в партию. Всю свою сознательную жизнь я работаю в органах исполнительной власти. Мне нравится то, что делает наш президент, то, что делает наш премьер-министр с учётом внешних и внутренних вызовов, которые сегодня существуют. Им очень тяжело работать, поверьте. Тяжело работать губернатору, нам непросто, и я прекрасно понимаю все сложности, которые есть.
— Не ограничивает ли партийная дисциплина в свободе действий специалиста, профессионала?
— Если общий скелет, общая идея понятна, то как её реализовать — это уже частная задача, во многом творческая, креативная. И я не вижу здесь особой сложности. Партийная дисциплина должна быть. Естественно, есть устав, которому надо следовать, есть совещательные структуры внутри партии, где решения обсуждаются, и, поверьте, обсуждаются очень серьёзно. Считаю правильным, когда жаркие споры проходят за кулисами, и в публичное пространство мы выходим уже в состоянии договорённости, конкретного решения.
— Значит, сработаетесь с Советом?
— У нас был разговор с губернатором по этому поводу. Он, кстати, считает, что значительное превалирование одной партии в парламенте не всегда хорошо. Моя задача создать атмосферу реальной работы, работы в округах и во всём городе.
Мы провели выборы главы муниципального образования в спокойной атмосфере, несмотря на то, что на предварительном этапе были разные выступления, разные прогнозы.
— Как оцениваете тот факт, что прямые выборы главы города ушли в прошлое?
— Моя дисциплинированность не даёт мне права обсуждать принятые законы. Принятые органами представительной власти. Сейчас, уже пройдя этот конкурс, я могу одно вам сказать: это был настолько сложный период в моей жизни, что порой казалось, что пройти обычные выборы было бы проще. Сегодня не скажу, что я назначенный глава. Я прошёл очень тяжёлый этап. Мы все находились в большой конкуренции — шесть человек, и у каждого своя программа!
— Отсутствие выборов главы города влияет ли отрицательно на явку остальных выборов? Может ли глава города на местном уровне что-то сделать, чтобы её подтянуть? Или пусть люди занимаются картошкой, а не политикой?
— Думаю, есть возможность исправить ситуацию. Потому я и активен сегодня в соцсетях, общаюсь с людьми, отвечаю на их обращения, а они даже не ожидают. Хочу сказать, что я такой же, как все, просто у меня работа руководить городом, и я её стараюсь делать максимально профессионально в течение рабочего дня и даже за его пределами. Мы не должны существовать параллельно с горожанами, мы все живём в одном городе, и можем вместе работать на его благо. И ещё раз повторю, что каждого горожанина я вижу в своей команде.

Если папа рядом

— Вы упомянули о ненормированном рабочем дне. Семья как восприняла ваше движение по карьере и связанные с ней изменения?
— С семьёй я на самом деле теперь встречаюсь чаще, потому что работаю в родном городе. Стал на обед приезжать. Когда был министром в области, поверьте, месяцами просто не обедал, было некогда: бесконечные поездки, пирожки придорожные…
Конечно, родные оценили степень ответственности. Особенно сильно мама переживает. Мы все видим, что в стране происходит с чиновниками муниципального уровня. Отношение предвзятое: если чиновник, то априори вор или человек, который настроен на махинации. Это не так. Ну а дети рады: у папы будет больше времени быть дома.
— В 6-ю школу заедет с проверкой…
— Я, кстати, первого сентября там и был, в этой школе у меня обе дочки учатся (старшая Ксения в восьмом классе, младшая Полина в третьем). А в этом году и племянник пошёл в школу, поэтому я решил, что обязательно буду в этот раз с семьёй. Когда младшая дочь пошла в первый класс, я не был с ней. Я до сих пор учительницы не видел. Для меня это тоже было серьёзное расстройство, трагедия, можно сказать, что ребёнка в первый класс не проводил. В тот раз был в Котласе. Поехал по поручению губернатора, и я не имел права отказаться. В конце концов я нахожусь на службе. Вот только формы нет. На самом деле это ещё более дисциплинировало бы, если бы у муниципальных служащих были форма и погоны.
Супругу вот уволил с работы, она в городской администрации работала начальником отдела опеки и попечительства. Таков закон: мы избегаем конфликта интересов. Сейчас, конечно, думаем о работе, она не привыкла сидеть дома. Очень переживает, потому что с 1997 года работала в администрации, состоялась как отличный специалист. Мы и познакомились с ней на работе.
— Служебный роман?
— Можно и так сказать, хотя впервые встретились незадолго до того, как я пришёл в управление образования.
— А как соседи по подъезду восприняли вашу новую должность?
— Все здороваются, хотя и раньше здоровались. Узнавали как министра, думаю.
— Наверное, рассчитывают на помощь?
— Может быть (улыбается). У нас своё ТСЖ, активно ведётся ремонт в подъезде, мне это очень нравится. Видеокамеры везде, соседи ответственно относятся к общему имуществу — не портят.
— У вас старшая дочка занимается в студии журналистики «Контакт», много танцевала, сейчас танцами увлечена младшая. Как думаете, останутся ваши девочки в городе или, как многие молодые люди, будут смотреть в столицы?
— Наверное, ещё рано об этом говорить. Хотелось бы, чтобы они сначала сфокусировались на чём-то, а там уже поддержать их решение.
— Какой вы отец?
— Надо бы у дочек, конечно, спросить… Папа принимает на себя всю массу событий за день. И если что-то случилось или кто-то обидел, папа участвует в устранении конфликта: придут — голову на плечо… Любят — это однозначно. И папа любит. Не было такого никогда, чтобы я взял в руки ремень. Я достаточно мягкий в семье, но жёсткий на работе.
— Вы сами о себе это говорите, и ваши коллеги отзываются о вас как о требовательном руководителе.
— На сегодня требовательность пока только в отношении поручений, которые даются (исполнение сроков). К сожалению, приходится и неприятные кадровые решения принимать. Я всегда говорю коллегам: личного ничего нет. У меня вполне могут работать люди, которые мне чем-то не нравятся лично, и я никогда не уволю человека, если он профессионал, если качественно выполняет свою работу.

О ВЛАСТИ

Сегодня выстраивается вертикаль власти. Это здорово. Мы чётко понимаем, к кому обратиться наверху.

О СОЦСЕТЯХ

Я всегда захожу на страничку к тем, кто ко мне просится в друзья. Лицам лёгкого поведения и рекламным группам отказываю.

О СЕБЕ

Я дисциплинирован, и это, наверное, идёт с детства, потому что отец у меня военный. Мы жили в военном гарнизоне, папа уходил в автономки по три месяца и больше… Он служил на атомной подлодке, макет её сегодня стоит у меня на столе.

О МОЛОДЁЖИ

Работая министром образования, я нередко замечал, к сожалению, что родители очень настойчиво отправляли своих детей по тем дорогам, которые им были неинтересны. Мы очень много занимались профориентационной работой и видели эти перекосы, когда ребята уезжали в Москву, Питер и теряли тот потенциал, который могли реализовать в нашем регионе. Мы столько ресурсов вкладываем в наши таланты, а они затем уезжают в столицы, и мы их теряем, хотя они могли отучиться у нас и у нас получить хорошую специальность. Особенно сейчас, когда активно развивается производство. Лично я, будучи в ранге министра, много встречался с ребятами и говорил им об этом. Моя задача как руководителя города в том числе показать молодёжи потенциал Северодвинска.

Фото Евгении Легостаевой

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив записей