Розы, куклы и мыльные пузыри

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/09/15_d1094-m.jpg

В какой-то момент возникло ощущение, что находишься на зрелищном футбольном матче, настолько накалена была атмосфера. Мы, региональные журналисты из небольших СМИ Северо-Запада России, приехавшие на образовательный курс «Демократия и выборы в Норвегии», попали в штаб Лейбористской партии в Осло во время самой горячей ночи — подсчёта голосов на парламентской «гонке». На вечеринке мы оказались вместе с представителями политической элиты страны и журналистами со всех уголков мира.

Как добиваются высокой явки на выборах в соседней Норвегии

Лидер без прикрас и «пластики»

Девушки в длинных красных платьях с розами в волосах (красный — цвет партии, а роза — её символ) и элегантные мужчины в смокингах за бокалом вина живо обсуждают последние новости с предвыборных «полей». На огромных телевизорах транслируются программы национальных каналов страны. Сбоку от нас — одна из эфирных площадок, куда к микрофону подходят эксперты и идеологи партии. Норвежцы говорят, что день выборов сродни Рождеству — яркие наряды, волнующее ожидание. Шоу, одним словом!
Начался обратный отсчёт последних секунд перед объявлением первых результатов: «Три, два, один…» И вздох сожаления: наша трудовая партия пока проигрывает буквально 6—7% голосов своим конкурентам — консервативной партии «Хёйре». Это партия действующего премьер-министра Эрны Сульберг. Если консерваторы получат большинство голосов, Эрну изберут на второй срок подряд (что случается крайне редко!) главой государства. Эту женщину-политика в Норвегии любят: она простая и естественная, без прикрас и «пластики», не стесняющаяся своего лишнего веса. Общается с людьми на равных, говорят, когда заходит в магазин, может запросто побеседовать с кассиром. Её соперник, лидер трудовой партии, за которого мы болеем в этот вечер, — противоположность ей. Высокий и серьёзный Йонас Сторе тоже метит в премьер-министры. Лейбористы (партия социалистического толка) и консерваторы (сторонники либеральной экономики) с начала XIX века поочерёдно сменялись у власти. Но тем не менее выборы от этого не стали предсказуемыми.

20_d1094-m

По улицам премьера водили. Ростовые куклы претендентов на победу Эрны Сульберг и Йонаса Сторе зазывают избирателя на участки.

В активном поиске избирателя

В зале до последнего момента никто не смог предсказать, кто же победит. Точный итог стал ясен под утро. По сумме голосов со всех регионов в лидеры вышла партия «Хёйре». С экранов телевизоров улыбчивая Эрна благодарит своих избирателей. Победу празднуют и зелёные, первый раз прошедшие в парламент.
Мы убедились: в многопартийной системе Норвегии выборы представляют реальную интригу. Выборы в парламент (стортинг) проходят раз в четыре года, и в этом году 4-процентный барьер преодолели девять партий, получившие места в законодательном  органе власти. А всего в избирательном бюллетене значилась 21 партия, каждая из которых находилась в активном поиске своего избирателя.
За несколько дней до выборов на центральных улицах и в торговых центрах устанавливаются киоски, где дежурят кандидаты в парламент. Ты можешь по пути в магазин подойти к политику, похлопать его по плечу и дать свой наказ. Решить, импонирует ли тебе программа партии или стоит подробнее узнать про другую.
При этом каждое политическое движение имеет узнаваемый цвет и символ. Лейбористы возле красных палаток раздают красные розы. У киоска партии «Хёйре» вы получаете значок с портретом Эрны на голубом фоне и голубые светоотражающие полоски. У третьей по величине Прогрессивной партии символ — яблоко, поэтому прохожие получают «яблочные» значки. Аграрная партия, естественно, предпочитает реальные овощи и фрукты — избиратели в киоске могут угоститься сочными морковками.
Аграрная партия требует дотаций фермерам и предвыборным «инвентарём» доказывает: полезные продукты могут быть выращены рядом, несмотря на суровые климатические условия.
Партия христианских демократов построила у павильона игрушечную железную дорогу, а рядом девушка-кандидат запускает мыльные пузыри. Всё потому, что их движение выступает за поддержку семей с детьми. Малыши тянут родителей к интересному киоску, а кандидаты никак не упустят шанс подарить взрослым свой буклет. Ну и нужно ли говорить, что у партии зелёных павильон цвета сочной травы, а в качестве приманки здесь облизывает всех посетителей милая собачка по кличке Роззи.

19_d1094-m

Мыльные пузыри привлекут к киоску детишек, и здесь христианские демократы не забудут вручить родителям предвыборную брошюру.
— Мы боремся за соблюдение прав животных, — говорит кандидат от местного отделения зелёных Ингер.
— Но у вас и так нет бездомных животных, даже в магазины можно с собаками заходить. Куда ж больше прав? — парируем мы.
— Мы против искусственных добавок в кормах для животных…

За что голосуют

Запоминающиеся символы — хорошо, но самое главное, что политики считают важным донести до населения, чем их партия отличается от других. В дополнение к сувенирам избиратель получает брошюры, где в ярких фотографиях и картинках представлены основные тезисы программ. Например, в буклете Прогрессивной партии есть фото женщины в парандже.
— Мы против того, чтобы женщины из мусульманских стран, так называемые новые норвежки, появлялись в общественных местах, а особенно в школах, с закрытыми лицами, — объяснил нам на пресс-конференции в городе Будё представитель Прогрессивной партии Алан Эллингсен.
— А мы считаем, что их религиозные права должны быть защищены, — возражает ему молодой человек Йон из партии «Венстра», в программе которой — лояльное отношение к мигрантам.
На этой встрече нашей группы с лидерами местных отделений партий мы видели, как кандидаты доказывают свою точку зрения по многим вопросам. Нужно ли добывать больше нефти или заморозить месторождения ради сохранения экологии? Стоит ли повышать налоги для крупных компаний или, наоборот, оставить всё как есть, чтобы они участвовали в развитии социальной сферы? (Кстати, последней точки зрения придерживается Эрна, за что её критикуют оппоненты.)
И наконец, стоит ли отменить санкции по отношению к России? Большинство партий высказываются за сохранение санкций, несмотря на то, что от этого очень страдает бизнес. Норвежцы считают незаконным присоединение Крыма к России в 2014 году. С их точки зрения, это выглядит как вторжение сильного государства на территорию небольшой страны. В этом они видят и угрозу своей территориальной целостности. Исторический ракурс возвращения полуострова в состав России и мнение  жителей они не рассматривают — европейцы опираются лишь на юридические документы. Словом, российско-норвежские отношения с 2014 года переживают не лучшие времена, хотя контакты в сфере культуры и образования на приграничных территориях неплохо развиваются.
…На встречах нам нередко задавали вопросы, которые вводили нас в ступор. Например:
— А правда ли, что, если завтра выборы, вы заранее знаете, какая партия победит?
Или:
— Если ваша ведущая партия так популярна, то какие основные тезисы её программы привлекают людей?
Но даже мы, журналисты, не смогли обстоятельно ответить на этот вопрос. Что уж говорить о простых людях…
Так, может быть, поэтому явка на наших выборах такая низкая? Граждане не знают программ партий, за что они выступают, чем отличаются, как выборы лично им полезны. Кстати, явка на парламентских выборах в Норвегии не была ниже 70% начиная с 1940 года.
Получилось, что день выборов в парламент Норвегии (стортинг) совпал с днём голосования в горсовет в Северодвинске — второе воскресенье сентября. В то время, как у нас на участках было пусто, мы наблюдали очереди к избирательным урнам в университете города Будё.
Кстати, официально в Норвегии выборы длятся два дня — воскресенье и понедельник, чтобы у каждого нашлось время прийти на участок. Удобно!

Никакого экстрима

Ещё нас не могло не удивить, что среди кандидатов, агитаторов и голосующих много молодёжи.
— Почему вы занимаетесь политикой? — спросили мы у 22-летнего лидера молодёжного крыла лейбористов в Будё.
— Потому что уверен: я могу повлиять на жизнь в своей стране, в своём городе, — ответил нам симпатичный Йостен Матиссен.
К слову сказать, журналист не имеет права писать здесь о том, что программа какой-либо партии или кандидат ему импонирует. Как и заказные материалы. Если такое случается, журналист переводится в копирайтеры в отдел рекламы. «Доверие — самое важное для СМИ», — слышали мы не раз. Этим доверием они очень дорожат.
…Когда мы ехали домой, коллега вздохнул:
— Никакого экстрима! Ни тебе чёрного пиара, ни вбросов бюллетеней, ни «каруселей», даже ни разу не видели полиции у избирательных участков.
Когда пересекли границу на автобусе, сразу почувствовали, что мы на Родине. После идеального асфальта, цветущих в вазонах роз и аккуратных, как по линеечке, домиков — стали появляться вдоль обочин крапива и борщевик. В придорожных туалетах бросились в глаза строгие надписи типа: «Берегите труд уборщиц!», а к подошвам ботинок сразу прилип слой грязи.
Зато у нас не бывет скучно!

А КАК У НИХ?

• В Норвегии выборы длятся два дня — вторые воскресенье и понедельник сентября.
• Явка на последних выборах в парламент составила почти 85%.
• Количество мест в стортинге у главных партий (всего их прошло девять):
Рабочая партия — 49 мест
Консервативная партия — 45
Прогрессивная партия — 28
Центральная партия — 18
Партия христианских демократов — 8

Фото автора, Юлии Новиковой и Анки Герхадсен. Красные розы — символ лейбористов. Цветы раздают прохожим.
Анки-mВ красных тонах. Журналисты, приехавшие «дежурить» на выборах в рамках курса организации «Баренц-пресс интернешнл», попали на подсчёт голосов в штаб лейбористской партии…
218_d1094-m…но победили «синие» — консерваторы. Лидер Эрна остаётся на второй срок премьер-министром.
17_d1094-mДень выборов в Норвегии — настоящий праздник. И повод  надеть национальный костюм.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив записей