MENU
SR091305-m

13.09.2017 • Город

Магазинов много не бывает?

Наверное, большинство жителей Северодвинска считают, что магазинов у нас достаточно. А кто-то даже думает, что слишком много. Но скоро их станет ещё больше. Сейчас на территории города строятся три крупных торговых комплекса и несколько небольших. Будут ли в них покупатели? Ведь даже в существующих магазинах есть пустующие отделы, а их фасады «украшают» большие плакаты с надписью: «АРЕНДА»

В городе возводятся три крупных торговых комплекса. Будут ли покупатели?

Ограничить не могут

Самый крупный торгово-развлекательный комплекс (по площади больше, чем ТК «Сити») вырастет на пересечении улицы Карла Маркса и Архангельского шоссе.
По данным отдела архитектуры и градостроительства администрации Северодвинска, площадь комплекса более 20 тысяч кв. метров, застройщиком выступает северодвинская компания ООО «РиК». Помимо просторных торговых площадей, на которые, скорее всего, заедет крупная федеральная продуктовая сеть, там планируются развлекательная зона и современные кинозалы. Район этот считается перспективным, здесь возводятся новостройки. Кроме того, торговый гигант не должен остаться незамеченным у работников Севмаша, которые проезжают мимо на работу и обратно.
Показательна стройка на пересечении проспекта Труда и проспекта Победы. Там должен был появиться, как его называли в народе, «дом за миллиард» — по программе переселения из аварийного жилья. Но из-за срыва сроков строительства администрация Северодвинска расторгла контракт с подрядчиком ОАО «Трест «Мордовстрой».
В результате аукциона подготовленную площадку выкупило ООО «Гипер», компания возводит здесь гипермаркет площадью 3 721 кв. метр.
Интересно, что рядом работает ТЦ «Квартал», а напротив, в районе дома 54 по пр. Труда, выделен ещё один земельный участок под строительство торгового центра площадью 950 кв. метров. Жителям этого квартала будет из чего выбирать!
Средние по величине торгово-административные комплексы возводятся на площадке за домом 73 по ул. Ломоносова, а также в районе ул. Коновалова, напротив школы № 30.
Отметим, что воспрепятствовать строительству торговых комплексов муниципалитет не вправе: на это нет законных полномочий.
Законодательство устанавливает только минимальный уровень обеспеченности торговыми площадями. Если этот показатель ниже, муниципальная власть должна принимать меры, чтобы появлялись новые торговые объекты.
Нормативы, утверждённые законом Архангельской области № 516-33-ОЗ, определяют уровень минимальной обеспеченности торговыми залами: из расчёта на 1 000 человек — 203 кв. метра для продовольственных товаров и 322 кв. метра для непродовольственных.
Если руководствоваться этими цифрами, в Северодвинске площадей, где представлены продтовары, на каждого жителя приходится в 1,3 раза больше, а по промтоварам превышение в 2,2 раза.

Плюс для жителей, минус для бизнеса

Однако закон не обязывает муниципалитет вмешиваться, даже если превышение будет в десять раз. Если придёт строитель и площадка согласно генплану и Правилам землепользования и застройки подходит для возведения торгового объекта, ему никто не сможет отказать.
Конечно, можно вспомнить советское время, плановую экономику: тогда был чёткий расчёт, сколько торговых объектов должно быть в микрорайоне. Сегодня правят бал законы свободной экономики и конкуренции. Эра потребления диктует своё правило: если магазины появляются, значит, это кому-то нужно.
— Это плюс для всех жителей, кроме предпринимателей, которые уже имеют свои торговые помещения, — комментирует депутат областного Собрания, предприниматель Виктор Казаринов. — Я как собственник торговых площадей скажу, что острая конкуренция заставляет нас работать более эффективно, снижать цены за арендуемые помещения, проводить реконструкцию, применять современные отделочные материалы. Ведь новые форматы гораздо привлекательнее для покупателя, чем здания, которые построены несколько лет назад, не говоря уже о прошедших десятилетиях. Поверьте: если будет явный переизбыток магазинов, бизнес не будет идти на риск и строить торговые центры. Это происходит сейчас в Архангельске, где новых комплексов не предвидится. А в Северодвинске, значит, максимальный порог ещё не превышен.
Кроме того, для города новые магазины — это новые рабочие места и налоги, которые будут поступать в городской бюджет. А самый большой плюс получают как раз рядовые жители и потребители, так как чем больше торговых центров, тем шире ассортимент продукции, выбор и ценовой диапазон.

Спорта и зрелищ!

— Сейчас мы фиксируем явный интерес к нашему городу крупных федеральных сетей, но пока процент их «проникновения» (это касается реализации продовольственной группы товаров) не столь велик: они занимают около 23% от общего количества торговых площадей, — комментирует начальник управления экономики администрации Северодвинска Юлия Чецкая. — С другой стороны, в Северодвинске сильны позиции местных производителей, качеству продукции которых горожане привыкли доверять. Поэтому их позиции в родном городе достаточно устойчивы.
Это относится к производителям колбасных и мясных изделий, хлеба и «кондитерки», овощей и зелени. Их названия на слуху у северодвинцев.
Кстати, местные компании получают поддержку от города, если их продукция реализуется в нестационарных торговых объектах: участок земли под павильоны предоставляется в аренду без проведения аукциона.
Однако общие тенденции вызывают тревогу. В результате острой конкуренции, которая будет только усиливаться, не выживают небольшие магазины, особенно это касается одежды и обуви. В Северодвинске за последние годы несколько предпринимателей «первой волны» закрыли свои торговые отделы. А ведь магазины создавались на волне экономических потрясений в 90-х годах, пережили кризис 2008 года.
Сегодня они не выдерживают натиска крупных «игроков» а главное — снижения покупательной способности. Во-первых, люди стали экономить, а во-вторых — всё чаще делать покупки в интернете. В результате страдают реальные магазины.
Поэтому сегодня торговый центр должен привлекать не столько торговлей, сколько возможностью отдыха для всей семьи — качественным общепитом, развлечениями, чтобы в холодный пасмурный день горожане смогли прийти и провести там весь день, с пользой и интересно.
А ещё лучше — предоставить им возможность активного отдыха. Люди, живущие в новых кварталах, не раз высказывали мысль: как было бы здорово, если б открылся ещё один крытый каток, современный водный комплекс или аквапарк.
Но пойдёт ли бизнес на такие затраты? Торговля-то окупается намного быстрее…

В ЦИФРАХ

• Если руководствоваться нормативами, которые установлены у нас в регионе, то в Северодвинске торговых площадей, где представлены продтовары, на каждого жителя приходится в 1,3 раза больше нормы, а по промтоварам превышение составляет 2,2 раза. В Архангельске и Котласе этот показатель ещё выше.
• Количество магазинов федеральных торговых сетей («Бристоль», «Магнит», «Пятёрочка», «Спар») сегодня в городе 50 единиц, что составляет 14% от общего количества продовольственных магазинов, или 22,9% от общей торговой площади, занятой продовольственными магазинами.
По данным управления экономики администрации Северодвинска

Фото Яны Новиковой. В то время как одни магазины закрываются…
…другие начинают строиться.

Comments are closed.

« »