Руби парус, трави байки!

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/09/1070_d1093.jpg

Сотрудники «Северного рабочего» ответили для себя на этот вопрос. Наш девичий десант в составе корреспондента Яны Новиковой, дизайнера Татьяны Воротынцевой и автора этих строк прошёл однодневный курс посвящения в юнги под надзором профессионалов. На борту северодвинской «Радуги» мы стали участниками второго этапа областного Кубка крейсерских яхт.

Сколько времени нужно дилетантам, чтобы стать заправскими юнгами?

Азартнее футбола
А это поазартнее футбола будет! Приключения начались ещё до старта. Сперва ночной переход в мистической дымке по коварным корыткам (протокам): несмотря на осадку в 1,8 метра, вязкое дно «пузом» пробовали не раз. Затем ночёвка на речке Суме с пробуждением посреди воды и переход к устью реки Лаи, откуда стартовала гонка. Вместе с нами из Северодвинска всё это время шла яхта «Олимп» под началом
Валентина Грекова. Утром выяснилось: их якорь застрял. Якорный канат пришлось резать, а наш экипаж под руководством Сергея Шило передал им запасной якорь: товарищей в беде не бросаем!
Гонка начинается с небольшим опозданием, рядом с нами чинно проходят «Гандвик», «Помор», «Эскапада», «Командор». На их мачтах вздымаются спинакеры, геннакеры и дрифтеры — разновидности парусов. И вот уже весь горизонт усеян салатовыми, красными, синими, полосатыми «флагами». Необыкновенное зрелище!
Условную конкуренцию нам составляют
13 яхт (у всех разные стартовые группы). Идём правым галсом со скоростью два узла (один м/с). Погода благоприятная, ветер 3—4 м/с — довольно слабый для гонок. Но в этом есть и плюс:
— В слабые ветра проверяется мастерство яхтсменов, — объясняет помощник капитана «Радуги» Александр Кузьмин.
На яхте полно разнообразных приборов. Однако GPS, эхолот и компас выручают не всегда.
— Наряду с картплоттером у нас есть и бумажные карты. Любая электроника выходит из строя в самые неподходящие моменты, — продолжает Александр.
За время, проведённое на воде, довелось увидеть все явления природы: туман, слабый ветер, яркое солнце и небольшой дождь, украсивший небо разноцветной дугой. Параллельно слушаем байки про чёрного яхтсмена и узнаём, что умение варить гречку на судне едва ли не менее важное, чем навыки управления.

Мастерство и гоночный балл
Крейсерские гонки — наука непростая. Побеждает не тот, кто пришёл первым. Время прохождения дистанции пересчитывают с учётом гоночного балла. Он определяется после сложных расчётов, учитывающих результаты обмера корпуса (есть даже выражение «длина бежит»), площади парусов, киля, мачты. Поэтому можно прийти вслед за конкурентом, но занять место выше.
При этом навигационные условия на реке в видимости берегов более сложные, чем в море:  часто меняются ветер и приливное течение, встречаются мели, приходится следовать направлению русла. Борьба проходит активнее и напряжённее.
«Радуга» периодически заваливается — меняет курс относительно ветра в сторону его увеличения. Экипаж регулирует грот (нижний прямой парус) под слабый ветер, делая его более «пузатым». А когда страсти накаляются, вверх взмывает полосатый спинакер. Мы помогаем травить шкоты (снасти), держать гик (горизонтальное рангоутное дерево, прикреплённое к мачте) и поправлять нижнюю кромку паруса. Когда надо снизить сопротивление, ложимся на нос яхты, слушая шёпот волн и созерцая разноцветное полотно, взмывающее вверх на 14-метровой мачте.
Самое интересное начинается после огибания буя № 20 в районе острова Мосеева: нужно идти обратно до кегостровского разделительного буя. Таких «петель» в нашей группе две. Каждый поворот «гасит» скорость нашего «полутонника» — приходится быстро реагировать, пуская в ход всё мастерство. Подстёгивает и негласное соревнование с «Олимпом»: мы хоть и в разных группах, но северодвинцы. Можно представить, как красиво всё это выглядит со стороны  набережной Архангельска!
Лидеры соревнований по чистому времени — «Эскапада» — позже признаются: нынешние соревнования были очень драматичными. Тактические портовые гонки вскрывают все недостатки в подготовке экипажа и лодки, считает капитан «Эскапады» Павел Телюкин.
— На длинных морских этапах всегда есть время заметить и исправить ошибку, а в портовой гонке одна ошибка стоит места. Догоняй потом и жди промаха конкурентов. А если они не ошибутся?
А вот и проверим: совсем скоро новый этап кубка. И мы уже знаем, за кого болеем!

КСТАТИ
Выражение «в гробу видел!», услышанное от яхтсмена, воспринимайте в прямом смысле. В спальном отсеке судна,  напоминающем по  формы гроб, обычно хранят удочки, резиновые лодки и многое другое.

СОЛЁНЫЕ ПРИБАУТКИ
•Паруса рвутся со скоростью 400 евро в секунду.
•Сколько стоила эта яхта? Восемь лет моей жизни!
•«Шкафы» (большие яхты) «улетели» вперёд.
•Наши «заклятые друзья».
Фото автора.  Капитан «Радуги» С. Шило накануне отметил день рождения. Наш презент — газета с репортажем о Соловецкой регате.
Полный фотоотчёт о гонке смотрите здесь

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей