MENU

Фотоколлаж Татьяны Воротынцевой Фотоколлаж Татьяны Воротынцевой

11.08.2017 • Медицина, Общество

Бюджетное расставание

Финансовое управление администрации Северодвинска завершает первый этап формирования бюджета 2018—2020 годов — подготовку к защите в министерстве финансов Архангельской области. Несмотря на сентябрьские перемены: выборы горсовета депутатов VI созыва и избрание главы администрации го-рода, базовые показатели по всем сферам жизнедеятельности города (строительство, ремонты, благоустройство) закладываются на уровне прошлой трёхлетки. В мэрии считают, что опускаться ниже достигнутых результатов нет оснований.

 Полномочия по образованию хотят передать области. Вместе с финансами

Сначала больницы, теперь школы?
В номере от 22 июня мы рассказали о начале этой работы. Сегодня известны некоторые ключевые моменты, которые напрямую коснутся многих горожан. За комментарием мы обратились к начальнику финансового управления администрации Северодвинска Александру ДУРАКОВУ.
— Александр Леонидович, правда ли, что вслед за медициной из ведения города на региональный уровень будет передано и всё образование?
— Да, на федеральном уровне принято решение о передаче от муниципалитетов оставшихся полномочий по образованию. То есть школы, детские сады и другие учреждения этой сферы переходят в ведение области. Как это раньше произошло с больницами. Дата пока ещё точно не определена, сейчас проходят переговоры, называется и 1 января 2018 года, но нас нацеливают на начало 2019 года.
Не исключён вариант, что мы передадим все полномочия сразу, поскольку известно, что вопросы содержания и ремонтов зданий, пришкольных территорий, вопросы, связанные с обслуживающим персоналом, школьное питание и так далее переходят в компетенцию региона с 1 января 2019 года. Для бюджета Северодвинска такая передача на практике будет означать, что вместе с полномочиями у нас заберут и доходный источник. Прежде всего, это налог на доходы физических лиц. В целом, бюджет в части доходов-расходов похудеет где-то на один миллиард рублей.
— То есть на одну треть?
— Да. Обсуждать, правильно это или не правильно, хорошо или плохо, мы не будем. Решение принято. Единственное, что позволю себе отметить, так это то, что муниципалитеты имеют возможность оперативно реагировать и решать возникающие в этой сфере проблемы. Хотелось бы, чтобы такая тесная взаимосвязь не была утрачена. С нашей стороны сейчас при планировании бюджета на три предстоящих года этот момент учитывается, прорабатываются процедурные моменты по минимизации возможных рисков.

Социальные метры
— Каким образом будет решаться проблема расселения авариек?
— Как мы знаем, в сентябре 2017 года программа расселения граждан из ветхого и аварийного жилья завершается. Президентом России принято решение, что 2018 год будет переходным, а с 1 января 2019-го произойдёт перезапуск программы. В каком виде она нам будет представлена, пока говорить рано. Естественно, на неё наложит отпечаток программа реновации жилья, которая в пилотном варианте реализуется в Москве.
Все говорят, что данный опыт нужно распространять на регионы, но нужно понимать возможности бюджетов. Нам, как и любому другому городу Архангельской области, и не снились возможности казны Москвы. Здесь также не приходится полемизировать, нужно искать точки соприкосновения, поскольку мы понимаем, что все программы по жилью будут реализовываться с участием муниципалитетов.
— Только у муниципалитетов нет возможностей сносить и застраивать одновременно по нескольку кварталов…
— Если говорить, что нам, городу, по силам, то реально в год мы можем по-строить только один дом. Цена вопроса примерно 200 млн рублей. Если говорить о большем количестве, то только с помощью средств областного и федерального бюджетов. Исходя из их вклада, мы можем планировать, сколько домов получится возвести. Два, три или четыре.

Городская реновация
— Какие есть варианты?
— Одним из них видится опыт других стран, в частности Англии, которая реновацией занялась ещё в 1928 году. Тот случай, когда не нужно изобретать что-то новое, исключительно своё, а стоит перенять и реализовать хорошо зарекомендовавшую себя практику. Да, ушла в прошлое эпоха массового домостроения, поставленная цель — обеспечить людей жильём — была по большей части выполнена, но сегодня этот жилфонд обветшал. И не всегда правильно его сносить. Европейский опыт показывает, что вполне реально продлить срок эксплуатации здания на несколько десятков лет комплексным путём. Это усиление фундамента, внедрение металлического силового каркаса, утепление и модернизация фасада, монтаж лифтов, в том числе по наружным стенам,  если они необходимы. Такой подход позволит в немалой степени сохранить и исторический облик города. Самое главное здесь — это чётко, опираясь на результаты комплексного всестороннего обследования домов, понимать, что и как нужно сделать, обладаем ли мы необходимыми технологиями и квалификацией.
С финансовой точки зрения, этот вариант для муниципалитета является более реальным и выполнимым. Думаю, что в этой плоскости мы будем искать и предлагать решения по реализации проекта реновации в Северодвинске.

Пульс перемен
— Сказываются ли на бюджете города предвыборные баталии?
— Любые выборы находят своё отражение в финансовом плане. Как в виде прямых расходов на их проведение, так и в части реализации тех программ и проектов, которые запускаются или продолжаются при смене составов и лидеров законодательной и исполнительной властей. Или в органах местного самоуправления. Из федеральных проектов в качестве примера продолжающихся дел можно привести программу «ЖКХ и городская среда». Она началась в этом году и имеет срок действия пять лет. То есть выходит далеко за рамки президентских выборов. Соответственно, мы предусматриваем ежегодное финансовое участие в ней. И хотим получить реальный результат, сделать город ещё красивее и уютнее. На муниципальном уровне есть ряд программ, которые приняты и действуют до 2021 года. Они также нами учитываются при формировании бюджета.
— Как далеко вы продвинулись в этой работе?
— Сейчас мы уточняем основные параметры 2018—2020 годов (доходы, расходы, дефицит), исходя из данных, предоставленных главными администраторами (органами и управлениями, обеспечивающими поступления средств от граждан и организаций), статистики прошлых лет, динамики поступлений средств за истёкшие полгода. А также смотрим на изменения законодательства.
Главных администраторов доходов — примерно 50. Самые крупные, как мы ранее говорили, — это налоговая инспекция (налоги с граждан и организаций) и комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям (доходы от продажи и аренды). Далее идут штрафы и другие платежи. Зачастую мы с главными администраторами не соглашаемся, ведём активную переписку и в результате такого диалога выходим на позиции, устраивающие обе стороны. То есть приходим к разумному компромиссу.

К барьеру!
— Когда вам предстоит отстаивать свои позиции в областном минфине?
— На днях мы предоставили обобщённые результаты работы первого этапа формирования бюджета (см. «СР» от 22 июня). Информация нужна коллегам для определения величины межбюджетных трансфертов с точки зрения оказания городу финансовой помощи из вышестоящих бюджетов в рамках тех полномочий, которые нам делегированы. Защититься мы должны до 10 сентября. Эта работа завершится подписанием протокола о том, что минфин согласен с нашими выкладками и, соответственно, она ляжет в основу доходной части бюджета.
Далее смотрим, какие суммы мы можем выделить главным распорядителям бюджетных средств. И здесь начинается такой сложный,  непростой этап, как защита тех сумм, которые мы доводим до подразделений администрации. Иначе говоря, расписываем деньги по статьям расходов внутри управлений и комитетов в рамках исполнения ими своих полномочий, согласно существующим приоритетам. Таких, как, например, зарплаты и ремонты. Очень большой аспект связан с исполнением предписаний надзорных органов и судебных решений, в частности, с управлением образования, начиная от пожарной сигнализации и заканчивая выполнением санитарных норм. Дело в том, что те требования, которые содержатся в законодательстве и подразумевают максимально быстрое исполнение, влекут за собой и большие объёмы средств. Если говорить о городе в целом,  то общая сумма предписаний варьируется в пределах 100—150 млн рублей.

Не почивать на лаврах
— Бюджет 2018—2020 годов будет приниматься новым составом Совета депутатов Северодвинска?
— Да, естественно, кто-то переизберётся, кто-то впервые получит мандат. Новичкам придётся многое объяснять, им  потребуется расширять свой кругозор. Понимаем, что у депутатов могут быть собствееные предложения по тем или иным проблемам города. У нас работает комиссия по бюджетным корректировкам, в которой депутаты принимают самое активное участие. До 1 ноября мы должны проект бюджета внести в горсовет, первое чтение пройдёт во второй половине ноября, а второе — в период с 15 по 20 декабря. Нужно понимать, что есть обязательные вещи, от которых не отвернёшься. Это зарплаты, налоги, коммунальные платежи и им подобные. И есть вопросы инвестиций: что-то отремонтировать или построить. И вот здесь, с учётом полученных от избирателей наказов и собственных точек зрения, взгляды могут быть разные. Но хотя политических моментов не избежать, думаю, что нам удастся достигнуть компромисса. Мы готовы к диалогу.

Comments are closed.

« »