Полоса преодоления

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/08/414_d1093-m.jpg

В его названии зашифрован один из самых непростых психиатрических диагнозов. И одновременно — надежда на развитие и определённую победу неравнодушных специалистов и родителей.

Вместе с детьми-аутистами её проходят специалисты центра «Азимут» в Архангельске

Есть контакт!

За стенкой идёт урок продуктивной деятельности: валяние из шерсти. Ваня водит по коврику чашкой, под которой спрятан кусочек шерсти. Но первый результат — получившийся шарик — ему, кажется, не так интересен. Не терпится побежать в спортзал.
Здесь он впервые встречается с педагогом Сергеем Сунцовым: мальчик запрыгивает в бассейн с шариками, а тренер пытается установить контакт.
— Здорово: ты правильно понял, этот шарик не отсюда, — хвалит он подопечного, протягивающего снаряд покрупнее. — Дай мне синий мячик, а теперь красный.
В центрах, которые работают с аутистами, редко встретишь адаптивную физическую культуру. Меж тем это один из немногих методов, эффективность которого научно доказана. Спортивный тренер по кикбоксингу Сергей Сунцов окончил аспирантуру (исследовал темы психофизиологии), стоял у истоков её развития в «Азимуте». Изучив опыт специалистов из других регионов, понял: методических разработок по направлению очень мало. Поэтому всему учился сам. Сенсорные тропинки, мячи и обручи, полоса препятствий, батут — всё это используется для развития моторных навыков, ловкости, координации и — как результат — мышления. Чем разнообразнее деятельность и сенсорные ощущения ребёнка, тем лучше они координируются в мозгу.
Чтобы заинтересовать этим ребёнка, нужно сначала расположить его к себе. Известен случай, когда педагог два месяца просто переливал с подопечным воду, чтобы тот начал доверять. Сейчас войти в контакт получилось быстрее: к концу занятия Ваня отчётливо произносит «дружок», вспоминает любимые мультики и интересуется моим фотоаппаратом.

Инициатива родителей

Адаптивная физкультура — не единственное ноу-хау центра «Азимут». Здесь стараются применять самые разные методики.
— У нас есть 11-летний волонтёр, который охотно занимается с детьми шахматами, — рассказывает руководитель центра «Азимут» Мария Пискунова.
И несмотря на то, что открылся центр в мае, первые успехи неравнодушного коллектива уже видны: кто-то из детей начинает произносить первые слова, кто-то осознаёт необходимость говорить.
— Сами удивляемся: результаты небольшие, но родители их замечают. Главное — воодушевить, подбодрить их, чтобы взрослые  понимали: надежда есть. Ведь по сути родители остаются с проблемой один на один. Врачи помогают разовой терапией, а сопровождения таких семей не предусмотрено, — продолжает Мария Николаевна.
К слову, идея создания центра — инициатива родителей. Несколько лет назад они обратились к губернатору, а затем при поддержке правительства области оформили заявку на президентский грант в четыре миллиона рублей и выиграли его. Таким образом, появилась возможность оказывать ребятам психолого-педагогическую помощь и коррекцию в Архангельске (раньше приходилось ездить в Череповец). Параллельно здесь ведут работу со взрослыми — одно из самых сложных направлений. В будущем планируют проводить семинары для педагогов.

Ювелирная работа

Атмосфера в «Азимуте» благоприятная: здесь себя чувствуешь словно дома.
— Мы поддерживаем друг друга, работаем на доверии. Я с каждого пылинки сдуваю: специалистов, желающих работать с аутистами и имеющими необходимый опыт, найти непросто, — рассказывает Марина Пискунова.
К занятиям с аутистами надо быть готовым. Заболевание не зря относят к расстройствам аутистического спектра: в «Азимуте» нет детей с одинаковыми симптомами, у каждого оно проявляется по-своему. А подход надо найти ко всем.
— Работа очень сложная: у наших педагогов синяки, царапины…
Но они не сдаются: есть желание продолжать развиваться в этой сфере. С ребятами здесь занимаются 11 специалистов: дефектологи, психологи, инструктор по адаптивной физической культуре, музыкальный работник. В помощь им различное оборудование и дидактические материалы.

415_d1093-m
Сейчас мы находимся в сенсорной комнате: мигающие огоньки, цветовую панель, реагирующую на хлопки, воздушно-пузырьковую трубку используют для мотивации детей. Рядом лежат рукавички-утяжелители: они помогают ребёнку почувствовать своё тело, «спустить» с неба на землю. Притормозить его, когда он начинает бегать и совершать хаотичные движения, также помогают рюкзак с учебниками и сенсорное одеяло. Действуют как успокоительное.

Загнать в угол — не выход

Сейчас в регионе выявлено порядка 300 детей-аутистов, среди которых и северодвинцы. Цифры всё растут: улучшаются методы диагностики, растёт информированность населения. Хотя тут есть над чем работать.
— Недавно был неприятный случай: нашего мальчика обидели в автобусе. Он ехал на занятия в центр и хлопал в ладоши. Мужчине не понравилось: он ударил ребёнка по рукам, наговорил грубостей маме. Это одна из проблем, которую я всегда поднимаю: необходимо просвещать население об особенностях таких детей. Чем больше люди будут об этом знать, тем терпимее они будут, — уверена Мария Пискунова.
И приводит пример: если в магазине ребёнок начал кричать, сшибать продукты, биться в истерике, это можно отличить от поведения избалованного чада. Достаточно внимательно присмотреться к нему, к реакции мамы. Ни он, ни она не могут изменить ситуацию. Ребёнка нельзя отлупить, чтобы он успокоился, нельзя дать ему волшебную таблетку, чтобы это прошло…
— Общество загоняет таких детей в угол, — признаёт руководитель центра. — Мамы, которые получают от людей осуждение, никуда не выводят своих детей. У нас была история, когда ребёнок категорически отказывался работать с кинетическим песком. Стали анализировать, и родители в разговоре вспомнили: когда-то он бросил в ребёнка песком и получил от его мамы негативную оценку. Нашему педагогу стоило немалых усилий победить этот страх.

Прививка от незнания

Раньше исход для таких детей был один: психоневрологический интернат. Сейчас возможностей для коррекции поведения аутистов гораздо больше. А при ранней работе (с двух-трёх лет) и неглубоком расстройстве его проявления даже можно свести к минимуму.
Знаю, что в Америке очень много детей-аутистов, и некоторые связывают это с употреблением родителями антидепрессантов. А что думают у нас?
— Научно доказанных причин аутизма не выявлено, — поясняет Мария Пискунова. — На это влияет много факторов, не отрицают и генетический.
Среди родителей бытует мнение, что аутизм часто возникает вследствие прививок. Появление первых признаков расстройства совпадает с прививочным периодом — два-три года. Часто у аутистов бывает такое явление, как откат, когда нормально развивающийся ребёнок после перенесённого инфекционного заболевания начинает регрессировать: у него исчезают речь, приобретённые навыки. Родители связывают это с прививками, но научно такая зависимость не доказана.
Любой фактор: возрастной кризис, пубертатный период, тяжёлое инфекционное заболевание могут дать толчок для развития расстройства. А их отсутствие — лишь отсрочить его проявления.

Заявки со всей области

В «Азимут» попадают дети с установленным медицинским психиатром диагнозом или для его уточнения при наличии подозрений. Центр тесно сотрудничает в работе с психоневрологическим диспансером.
Дети посещают центр от трёх до пяти раз в неделю. Длительность занятия определяется индивидуально. Коллективная работа — то, к чему здесь стремятся. Когда ребята психологически готовы, их объединяют в небольшие группы, сажают за парты, имитируют класс с доской — готовят к школе.
— На данный момент у нас занимается больше 30 детей от трёх до 16 лет. Мы берём группу на три месяца, потом переводим ребят на поддерживающий режим и принимаем других, — продолжает Мария Николаевна.
Есть и такие, кто сложно переносит дорогу. Чтобы снизить затраты на проезд, предлагают проживать две недели в Архангельске и посещать интенсивные курсы. Услуги «Азимута» доступны для жителей всей области: заявки есть из Мезени, Коноши, Няндомы — спрос очень большой.
— Даже с очередью сложно: такие дети нуждаются в постоянной работе. Нашли выход: ребёнка смотрят все специалисты и дают рекомендации для работы дома. Мы наблюдаем за ним и помогаем, если появляются проблемы.
Ребята занимаются в «Азимуте» преимущественно бесплатно. Грант заканчивается в сентябре, и дальнейшее финансирование проекта пока под вопросом. Подана заявка на следующую субсидию: и родители, и специалисты надеются, что она будет поддержана.

Аутизм — общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. Проявление агрессии — основной бич аутистов. Избежать нежелательного поведения помогают режим и чёткое планирование дня.

Раньше таким детям устанавливали другие психиатрические диагнозы: шизофрения, умственная отсталость. Но аутисты были всегда. Просто назывались они по-другому. И лечились соответственно.

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей