Лето 1972 года. К причалу «Звёздочки», где теснились, ожидая ремонта, атомные подводные лодки, буксиры цеха 22 «Малахит» и «Волхов», пришвартовали колёсный пароход «Н.В. Гоголь», приобретённый предприятием ровно 45 лет назад у Северного речного пароходства.
В те годы колёсные суда уходили на слом, уступая фарватер на Северной Двине современным теплоходам, так называемым «винташам». Вместе с другими колёсниками под прицел утилизации попали пассажирские пароходы «А.С. Пушкин», «Степан Разин», «Н.В. Гоголь». По слухам, первые два между собой хотели поделить Севмаш и «Арктика», на последний глаз положила «Звёздочка». К сожалению, «Пушкину» и «Разину» не повезло. Первый был заведён в акваторию яхт-клубов «Север» и «Беломорец», сел на дно и практически затонул. Второй, пришвартованный к берегу близ деревни Шихириха, чуть полностью не сгорел. Суда находились без присмотра. Потом их всё-таки разделали «на иголки».
А вот колёснику «Н.В. Гоголь» повезло. Из всех колёсных буксиров и пассажирских пароходов Северного речного пароходства, а впоследствии речного флота России, а теперь, доподлинно известно, и всей Европы, на плаву остался только пароход «Н.В. Гоголь». Действующее колёсное судно, пересекшее «экватор» из XX в XXI век! Как это произошло, кто был инициатором спасения парохода, построенного в царской России в 1911 году прошлого века на сормовском заводе в Нижнем Новгороде, мы и расскажем.
Инициатором приобретения выведенного из эксплуатации парохода был главный инженер предприятия Юрий Богатырёв, который в 40-е годы, будучи курсантом Велико-Устюгского речного училища, проходил на колёсниках, в т.ч. и на «Н.В. Гоголе», практику маслёнщиком. Идею Богатырёва поддержали директор предприятия Александр Зрячев, партком и завком. Последний был очень рад, что из судна хотят сделать плавбазу отдыха для заводчан. За пароход предприятие отдало Северному речному пароходству 100 тонн металлолома: столько оно смогло бы получить, пустив колёсник, которому в то время был 61 год, в переплавку.
Однако заводу с первых дней приобретения судна не повезло: согласно распоряжению замминистра речного флота РСФСР пароход можно было использовать только как стоечную базу. Руководство завода всё-таки добилось, чтобы после проведения капитального ремонта и модернизации «Н.В. Гоголя» его можно было использовать как плавбазу отдыха. Обновление судна завод выполнил своими силами. Уже в начале сентября 1972 года «Н.В. Гоголь» под командованием опытнейшего речника, капитана судна Анатолия Тесаловского сделал первый рейс аж до Усть-Пинеги. А там такая природа! Первым водным путешествием заводчане были несказанно довольны. В течение зимы 1973 года пароход окончательно переоборудовали. Каютам придали современный вид, модернизировали системы пароснабжения, питьевого и технического водоснабжения, электроснабжения, радиосвязи, канализации. В 1973 году «Н.В. Гоголь» вышел на просторы Северной Двины полноправной плавбазой отдыха «Звёздочки». Очередной капитальный ремонт колёсник проходил во второй половине 90-х годов прошлого века. Он преобразился в соответствии с современными требованиями и стал именоваться туристско-экскурсионным судном. В 1998 году постановлением главы администрации Архангельской области «Н.В. Гоголь» был объявлен памятником истории областного значения.
В судьбе «дедушки» речного флота России появились новые заслуги и признания. На нём впервые по всей Северной Двине был совершён крестный ход. В 2007 году речной круиз по главной реке региона был признан лучшим туристическим маршрутом. В 2010 году «Н.В. Гоголь» стал лауреатом престижной национальной премии имени Юрия Сенкевича, победив в номинации «Лучший региональный музей». Это единственная в России некоммерческая награда в сфере туризма, учреждённая агентством по туризму. В 2014 году команде судна вручили знак «Морское наследие России». Это событие было приурочено к открытию в Архангельске V Международного форума «Во славу флота и Отечества». Вручал награду член Морской коллегии при правительстве РФ адмирал Вячеслав Попов, известный северодвинским корабелам как бывший командующий Северным флотом. Званием «Морское наследие России» до 2014 года в нашей стране награждены только пять раритетов, среди которых знаменитый барк «Седов». Сегодня аналогов «Н.В. Гоголю» в Европе да, наверное, и в мире, нет. Про пароход можно смело сказать, что это суперсудно XXI века, пусть и колёсное. В текущем году колёснику исполняется 106 лет. Он, как и в XX веке, выпустившем его на российские водные просторы, уверенно держится на плаву. Водит его сегодня по Северной Двине капитан Иван Петров.
Фото из фонда автора. Пароход «Н.В. Гоголь».