Колёсник «Н.В. Гоголь». 45 лет на службе «Звёздочке»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/08/189_d1093-m.jpg

Лето 1972 года. К причалу «Звёздочки», где теснились, ожидая ремонта, атомные подводные лодки, буксиры цеха 22 «Малахит» и «Волхов», пришвартовали колёсный пароход «Н.В. Гоголь», приобретённый предприятием ровно 45 лет назад у Северного речного пароходства.

В те годы колёсные суда уходили на слом, уступая фарватер на Северной Двине современным теплоходам, так называемым  «винташам». Вместе с другими колёсниками под прицел утилизации попали пассажирские пароходы «А.С. Пушкин», «Степан Разин», «Н.В. Гоголь». По слухам, первые два между собой хотели поделить Севмаш и «Арктика», на последний глаз положила «Звёздочка». К сожалению, «Пушкину» и «Разину» не повезло. Первый был заведён в акваторию яхт-клубов «Север» и «Беломорец», сел на дно и практически затонул. Второй, пришвартованный к берегу близ деревни Шихириха, чуть полностью не сгорел. Суда находились без присмотра. Потом их всё-таки разделали «на иголки».
А вот колёснику «Н.В. Гоголь» повезло. Из всех колёсных буксиров и пассажирских пароходов Северного речного пароходства, а впоследствии речного флота России, а теперь, доподлинно известно, и всей Европы, на плаву остался только пароход «Н.В. Гоголь». Действующее колёсное судно, пересекшее «экватор» из XX в XXI век! Как это произошло, кто был инициатором спасения парохода, построенного в царской России в 1911 году прошлого века на сормовском заводе в Нижнем Новгороде, мы и расскажем.
Инициатором приобретения выведенного из эксплуатации парохода был главный инженер предприятия Юрий Богатырёв, который в 40-е годы, будучи курсантом Велико-Устюгского речного училища, проходил на колёсниках, в т.ч. и на «Н.В. Гоголе», практику маслёнщиком. Идею Богатырёва поддержали директор предприятия Александр Зрячев, партком и завком. Последний был очень рад, что из судна хотят сделать плавбазу отдыха для заводчан. За пароход предприятие отдало Северному речному пароходству 100 тонн металлолома: столько оно смогло бы получить, пустив колёсник, которому в то время был 61 год, в переплавку.
Однако заводу с первых дней приобретения судна не повезло: согласно распоряжению замминистра речного флота РСФСР пароход можно было использовать только как стоечную базу. Руководство завода всё-таки добилось, чтобы после проведения капитального ремонта и модернизации «Н.В. Гоголя» его можно было использовать как плавбазу отдыха. Обновление судна завод выполнил своими силами. Уже в начале сентября 1972 года «Н.В. Гоголь» под командованием опытнейшего речника, капитана судна Анатолия Тесаловского сделал первый рейс аж до Усть-Пинеги. А там такая природа! Первым водным путешествием заводчане были несказанно довольны. В течение зимы 1973 года пароход окончательно переоборудовали. Каютам придали  современный вид, модернизировали системы пароснабжения, питьевого и технического водоснабжения, электроснабжения, радиосвязи, канализации. В 1973 году «Н.В. Гоголь» вышел на просторы Северной Двины полноправной плавбазой отдыха «Звёздочки». Очередной капитальный ремонт колёсник проходил во второй половине 90-х годов прошлого века. Он преобразился в соответствии с современными требованиями и стал именоваться туристско-экскурсионным судном. В 1998 году постановлением главы администрации Архангельской области «Н.В. Гоголь» был объявлен памятником истории областного значения.
В судьбе «дедушки» речного флота России появились новые заслуги и признания. На нём впервые по всей Северной Двине был совершён крестный ход. В 2007 году речной круиз по главной реке региона был признан лучшим туристическим маршрутом. В 2010 году «Н.В. Гоголь» стал лауреатом престижной национальной премии имени Юрия Сенкевича, победив в номинации «Лучший региональный музей». Это единственная в России некоммерческая награда в сфере туризма, учреждённая агентством по туризму. В 2014 году команде судна вручили знак «Морское наследие России». Это событие было приурочено к открытию в Архангельске V Международного форума «Во славу флота и Отечества». Вручал награду член Морской коллегии при правительстве РФ адмирал Вячеслав Попов, известный северодвинским корабелам как бывший командующий Северным флотом. Званием «Морское наследие России» до 2014 года в нашей стране награждены только пять раритетов, среди которых знаменитый барк «Седов». Сегодня аналогов «Н.В. Гоголю» в Европе да, наверное, и в мире, нет. Про пароход можно смело сказать, что это суперсудно XXI века, пусть и колёсное. В текущем году колёснику исполняется 106 лет. Он, как и в XX веке, выпустившем его на российские водные просторы, уверенно держится на плаву. Водит его сегодня по Северной Двине капитан Иван Петров.

Фото из фонда автора. Пароход «Н.В. Гоголь».

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей