Возможно, родители не придают этому значения, но для воспитателей и учителей очевидно: за летние каникулы ребёнок теряет большую часть знаний, полученных в течение года. Казалось бы, отдых и общение с ожившей природой должны наилучшим образом сказаться на детях, но если детский организм летом оздоровляется, то развитие мышления и самостоятельности — останавливается.
Что сделать мамам и папам, чтобы ребёнок не растерял знания за лето?
— До и после летних каникул все детские сады проводят мониторинг: он помогает проверить знания детей и определить, выполнены ли задачи, поставленные в образовательной программе. Результаты весеннего и осеннего мониторингов очень разнятся. К тому же после каникул ребята становятся менее организованны и самостоятельны: малыши ждут, пока им помогут одеться, хотя ещё в прошлом году делали это сами, не помнят, что перед едой нужно помыть руки. Многие за лето забывают, как правильно держать ножницы и пользоваться кисточками для рисования, — рассказывает Виктория Хорошавина, воспитатель высшей квалификационной категории детского сада «Калинка».
Летом дети предоставлены сами себе — и в этом главная причина потери знаний и приостановки развития. Не каждый ребёнок едет в летний лагерь, где работают педагоги, многие оказываются у бабушки в деревне или же просто остаются в городе. Но и в деревне, и дома ребёнок будет развиваться, если родители продумают, чем его занять, чтобы за лето он не растерял то, что приобрёл за год. Лучше заранее спросить у воспитателей о том, с чем ребёнок пока не справляется, над чем ему стоит потренироваться, а также попросить дошкольного психолога провести комплексную диагностику на память, внимание, мышление и речь, чтобы точно выявить то, над чем стоит работать летом.
— Обязательно ежедневное чтение, но не перед сном, а днём, потому что после чтения с ребёнком необходимо обсудить прочитанное, — советует Виктория Викторовна. — Задавайте малышу вопросы о героях книги: кто и что сделал? Как выглядят герои? Почему персонажи так поступили?
Сложность вопросов зависит от возраста ребёнка. Большие произведения лучше читать частями ежедневно и назавтра спрашивать малыша, о чём читали вчера — это развивает длительную память и учит строить мысль. Чтение нужно ввести в привычку, чтобы оно не докучало ребёнку: например, установить час чтения. Настоящая находка для летних занятий — рабочие тетради (их можно купить в любом книжном магазине). Главное помнить, что существует предел времени, когда ребёнок психологически устаёт от занятий: трёхлетним малышам достаточно заниматься 15 минут в день, детям четырёх и пяти лет — по 20 минут. Очень важно разговаривать с ребёнком и обсуждать то, что он видит вокруг себя. Беседовать с малышом можно и нужно даже во время ходьбы по улице. К сожалению, родители делают это крайне редко.
— А сейчас, когда до начала нового учебного года остался месяц, какие меры можно предпринять родителям?
— Сейчас особенно важно настроить ребёнка на режим: стараться принимать пищу и ложиться спать в одно и то же время, играть в спокойные игры перед сном, ввести тихий час. Хороши будут пошаговые настольные игры — они развивают в детях усидчивость, что особенно важно для будущих первоклассников. Можно поговорить о садике или школе: вспомнить друзей, воспитателей, учителей — вызвать интерес к новым знаниям, чтобы в первые дни малыш не плакал, прощаясь с родителями. Уже сейчас важно подумать, в какую студию или кружок записать ребёнка, изучить все варианты. Всё это очень важно: вклад, который вы делаете в своего малыша сейчас, он понесёт дальше. Давно известно: в первые пять лет жизни мозг ребёнка познаёт больше, чем за всю жизнь.
Фото автора