Каждому — по труду!

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/07/1305_d1092-m.jpg

Наша беседа с председателем первичной профсоюзной организации АО «ПО «Севмаш» Андреем Гичко (на снимке) началась с обсуждения двух радостных новостей. Во-первых, совсем недавно в России учредили новый профессиональный праздник — День кораблестроителя. А во-вторых, к дню рождения профсоюзной организации — 7 июля — приурочено подписание нового коллективного договора на Севмаше. Это, по словам Андрея Александровича, лучший подарок к 78-летию «первички».

Сегодня первичной профсоюзной организации Севмаша — 78 лет

Есть свой праздник!

— Андрей Александрович, правда ли, что День кораблестроителя появился в календаре благодаря счастливой случайности. Работник Севмаша Алексей Иванов на вручении Золотой Звезды Героя Труда в Кремле во время личной беседы с президентом Владимиром Путиным сказал, что несколько лет корабелы страны борются за введение своего праздника.
— Да, но этому предшествовала большая работа. С 2006 года активно работали питерские корабелы, ветераны судостроения и профсоюзы, упорно направляя обращения в разные инстанции. Наконец три года назад в Санкт-Петербурге появился свой День судостроителя — 30 октября. Это дата, когда в 1696 году постановлением Боярской думы при Петре I было решено: «Морским судам — быть!».
После этого активизировались другие регионы, в том числе Северодвинск. Наши ветеранские организации направляли обращения в адрес губернатора области, профсоюзы передали документы вице-премьеру Дмитрию Рогозину, который нашу инициативу поддержал. Я лично встречался с депутатом Госдумы Дмитрием Юрковым, он тоже обещал посодействовать. К нам подключились корабелы Крыма. Глава республики Сергей Аксёнов в обращениях писал, что в Крыму восемь судостроительных предприятий, пять тысяч человек связаны с профессией кораблестроителя. Образно говоря, мы «пошли клином» — питерские, северодвинские и крымские корабелы. Мероприятие в Кремле стало последним толчком. Звание Героя Труда присваивается ежегодно пяти заслуженным людям страны, среди которых и наш уважаемый Алексей Михайлович Иванов. На торжественном мероприятии в Кремле присутствовали также президент ОСК Алексей Рахманов, генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко и председатель Общероссийского профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники Евгений Васильев. Во время неформального разговора с президентом они и высказали предложение учредить День кораблестроителя. На самом деле Владимир Владимирович впервые услышал об этом предложении и сразу его поддержал. 30 мая уже было подписано постановление правительства РФ об учреждении Дня кораблестроителя.
Впервые в 2017 году он отмечался 29 июня — в этот день 350 лет назад, в 1667 году, царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве корабля «Орёл». Это был первый осударственный заказ, а дату можно считать отправной точкой истории судостроения в стране.
— Что, на ваш взгляд, новый праздник даёт корабелам?
— Во-первых, признание важности труда более двухсот тысяч человек по всей стране, связанных со сферой судостроения. Во-вторых, это повод получить заслуженные награды и поощрить лучших. 29 июня в Доме техники Севмаша состоялось первое награждение, приуроченное к этому дню.

1283_d1092-m

«Таких льгот почти нигде не осталось»

— Какие ещё значимые результаты работы профсоюза вы бы отметили?
— Мы закончили работу над формированием нового коллективного договора. Документ разрабатывала группа нашей организации и специалистов предприятия в соответствии с предложениями цехов и отделов. В день рождения профсоюзной организации АО «ПО«Севмаш» состоится его торжественное подписание — лучшего подарка к дню рождения организации и не придумать.
— Сейчас во многих сферах есть тенденция к сокращению льгот, в частности в оценке вредных условий труда на производстве. Все ли гарантии для работников удалось отстоять?
— Нам удалось отстоять все позиции коллективного договора, которые были предложены.
Что касается спецоценки условий труда, то посыл на их пересмотр идёт от государства. Понять эту позицию можно: с каждым годом повышается уровень безопасности и комфорта на производстве. В идеале лучше обеспечить комфортные условия труда, чем компенсировать льготами «вредность». Тем не менее там, где работник сталкивается с особыми условиями, ему гарантируются дополнительные меры поддержки. Это тоже закреплено в нашем коллективном договоре.
— Когда мы общаемся на семинарах и форумах с коллегами из других регионов, они не до конца верят, что где-то сохранилась такая крепкая поддержка работающих людей, как на северодвинских предприятиях судостроения.
— Это действительно так. Коллективный договор Севмаша считается лучшим в Объединённой судостроительной корпорации по уровню социальных гарантий и защищённости человека труда. В 2008 году, когда предприятие меняло форму собственности и входило в состав ОСК, руководству ставили задачу: вывести непроизводственную сферу за рамки деятельности завода. И под эти, как мы говорим, непрофильные активы, от которых надо было избавиться, попадали наши южные пансионаты «Северный» в Евпатории и «Орбита» в Адлере, физкультурно-оздоровительный комплекс, санаторий-профилакторий и наш очаг культуры — Дом корабела. Так вот, единственное, что мы не смогли сохранить — это свиноводческий комплекс. Потому что, когда мы пытались доказать важность своего подсобного хозяйства, слышали такой вопрос: «Всё-таки вы будете строить подводные лодки или поросят выращивать?» (улыбается — Н.Т.) Также детский лагерь «Северный Артек» был передан под областное управление, он сейчас успешно функционирует. Дети работников Севмаша тоже имеют возможность там отдыхать.
Наши коллеги по ОСК, например с завода «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, рассказывали, что им не удалось сохранить свои непрофильные подразделения. Да вы знаете, что и оплачиваемый отпуск там не более 28 дней. Благодаря северным льготам мы имеем дополнительные оплачиваемые дни к отпуску и другие надбавки.

Вступает молодёжь

— Сколько человек сегодня объединяет профсоюз Севмаша? Вступают ли молодые люди в организацию?
— Наша первичная профсоюзная организация состоит из трёх составляющих: первая объединяет работников предприятия, вторая — ветеранов (пенсионеров), и третья — учащихся техникума судостроения и машиностроения (бывшее училище № 1). В целом в «первичке» Севмаша состоит 51 процент работающих на предприятии, а это более 13 тысяч человек. Хозяйство большое! Справиться с ним помогают зампредседателя первичной профсоюзной организации по социальным вопросам Татьяна Базлова, глава профсоюзной организации ветеранов Валентина Андреевна Никонова, председатель профорганизации учащихся техникума Елена Курочкина и другие. С молодёжью тоже активно работаем. Только за последний год в наши ряды вступило около 900 человек. Мы им стараемся объяснять, что профсоюз — это своеобразная «подушка безопасности», защищающая работника. Когда всё хорошо, о нём редко вспоминают, а когда вдруг понадобится помощь, то обращаются в первую очередь в профсоюз. И за материальной помощью по разным основаниям, и за беспроцентными займами, и за бесплатной юридической помощью. Председатель комиссии по охране труда участвует в расследовании случаев профзаболеваний и несчастных случаев на производстве, решая вопросы в пользу работника. Профсоюз выделяет льготные путёвки на санаторно-курортное лечение. Работник может отдохнуть в заводских пансионатах «Орбита» и «Северный» (компенсация от завода составляет 70 процентов от стоимости путёвки). Но если отдых в жарком климате человеку не показан, можно рассчитывать на профсоюзные путёвки, а это отдых и лечение в наших северных здравницах  «Солониха», «Беломорье», в вологодских санаториях и других. Не так давно заключили договор с санаторием «Искра» в Пятигорске. При этом профсоюз компенсирует 15 тысяч рублей от стоимости путёвки.
— Есть ли у вас приёмы по личным вопросам? С какими проблемами чаще всего обращаются?
— С разными. Особенно много обращений было насчёт сложностей оформления полисов ОСАГО для владельцев автомобилей. Тогда мы организовали рабочее место одной из страховых компаний в помещении профкома. Теперь члены профсоюза имеют возможность оформить полис ОСАГО без ожидания, нервов и очередей. Услуга оказалась очень востребована.
— Сколько сегодня составляют членские взносы?
— Один процент от заработной платы в месяц. На первый взгляд, немного. Но чем выше зарплата, тем чаще начинают подсчитывать: «А что я  мог бы купить на эти деньги?». Кто-то переводит в эквивалент вещей, которые возможно приобрести. Но ведь в том, что зарплата растёт, есть и заслуга профсоюза, который является инициатором повышения тарифов и окладов. Конечно, есть те, кто выходит из организации, но их немного. Большинство понимают, что быть в составе профсоюза выгодно, престижно и интересно. Ведь это ещё и активная общественная жизнь — всевозможные акции и конкурсы, творческие мероприятия и праздники. В общем, объединение интересов каждого.

В ЦИФРАХ

• В «первичке» Севмаша состоит 51 процент работающих на предприятии, а это более 13 тысяч человек.
• Членский взнос составляет 1 процент в месяц.
Фото Елены Никитиной и из архива профсоюза Севмаша. Сегодня возрождается традиция праздничных шествий трудовых коллективов 1 Мая.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей