Спасти, пока не поздно

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/07/1224_d1092-m.jpg

Речь пойдёт не о кладе — сокровища на острове Алджера иного плана. Они представляют большой интерес для историков и археологов, которые на днях откроют очередной арктический сезон. О том, какие важные работы предстоят на Земле Франца-Иосифа, беседуем с начальником отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка «Русская Арктика» Евгением ЕРМОЛОВЫМ.

Полярники пытаются отвоевать у наступающего моря сокровища острова Алджера

Климат против истории

— Евгений, основные работы в этом году сосредоточены на острове Алджера. Что уникального там находится?
— Конец XIX века вызвал волну интереса к Арктике — последней неизученной области на земном шаре. Человек, считавший, что на волне прогресса ему покорилась природа, стремился именно туда. Символически покорить Арктику можно было, добравшись до Северного полюса, ближе всего к которому Земля Франца-Иосифа. Одна из таких экспедиций, американская, и состоялась в 1901 году. Возглавлял её Эвелин Болдуин, открывший самый восточный остров архипелага — Греэм-Белл.

1222_d1092-m
— Русские в экспедиции не участвовали?
— Нет. Но были норвежцы: их использовали в качестве каюров. Базовый лагерь основали на мысе Пологом острова Алджера. Это были два круглых восьмигранных домика, построенные по технологии жилища эскимосов — иглу, но деревянные и соединённые общим тамбуром. В центре дома стояла печка, спали на лавках. Экспедиция провела здесь целый год, используя собачьи упряжки для передвижения по архипелагу. Северный полюс не покорили, но выполнили хорошие научные исследования. А оставшееся становище, которым потом пользовались участники других экспедиций, прекрасно сохранилось. Остров Алджера находится вдали от пути движения судов и обитаемых баз в центре архипелага: до ближайшего острова Гукера — 80 километров.
— Но, видимо, есть другие угрозы?
— За пять лет экспедиций мы поняли: объект разрушается. Он находится на песчаном (а не каменистом, как в других местах) берегу, который размывается морем. В последние десятилетия процесс потепления ускорился: вода в проливах открыта, идут сильные штормы, вечная мерзлота отступает. Скорость разрушения берега приобрела колоссальный масштаб: расстояние до базового лагеря за это время сократилось с 15 до 7,5 метров.

Археологи из Сибири

— Что планируете предпринять?
— Проводить спасательно-археологические раскопки. Важно зафиксировать всё, что есть на данный момент: опишем домики и все предметы в периметре. Дальше необходимо вести раскопки в зоне обрушения — от берега до строений.
— Как глубоко предстоит копать?
— Слой не такой мощный: уровень, на котором началась история, порядка 30 сантиметров. Но под песком много предметов, которые могут представлять интерес. Мы извлечём их, чтобы они не были утрачены.
— А кто это — мы? Будут приглашённые специалисты?
— Экспедиционный отряд состоит из шести человек. Помимо сотрудников парка это выдающиеся археологи из Нефтеюганска. У них огромный опыт работы в арктических условиях на севере Сибири.
— Насколько большой объект предстоит описать?
— Около тысячи квадратных метров. Работы запланированы на три недели.
— А берег острова реально укрепить?
— Национальный парк не может вмешиваться в природные процессы. По итогам экспедиции будет решено, что делать с объектом. Возможно, перенесём его чуть дальше или демонтируем и будем хранить в соответствующих условиях.

Очки покорителя Севера

— Что уже найдено на острове Алджера?
— Большая часть нашей коллекции, связанной с первооткрывателями. Предметы были собраны в 1990-е годы Морской арктической комплексной экспедицией, работавшей на острове несколько раз. Часть предметов (около ста) передали в фонд национального парка.
— Их можно где-то увидеть?
— Пока мы показываем их на временных выставках, которые парк проводит в Архангельске и других городах России.
— А музей под открытым небом, который создаётся на архипелаге?
— Экспозиции на островах есть, но пока формируются. Данные предметы там выставляться не будут: они требуют особых условий хранения. Тут можно вести разговор о постоянной экспозиции национального парка на базе визит-центра. Предполагается, что появится он в Архангельске.
— Что из находок представляет особый интерес?
— Экспедиционное оборудование конца XIX — начала XX века. Самое удивительное — самодельные солнечные очки из первых образцов пластика с узкими щёлками, вставленные в меховую маску из норки. Сделаны по эскимосской технологии — чтобы сидели удобно и человек не мёрз. Есть переносные печки, элементы оружия, одежды, посуды. Совершенно обычные вещи, но именно с ними, казалось бы не приспособленными для арктических условий, люди покоряли Крайний Север.

Карбас с Новой Земли

— Были сделаны открытия, когда эти вещи стали доступны?
— Любой предмет проливает свет на то, как проходила экспедиция и какими технологиями тогда пользовались. Интерес представляют продукты питания. Технологии уже позволяли  делать различные сублиматы: есть прямоугольные консервные банки, до сих пор сохранились чай-кофе.
— Открывали?
— Даже заваривали! Но люди восприняли это без энтузиазма. В фондах хранятся герметичные контейнеры для продовольствия. Проще говоря, консервные банки, но длиной больше метра. Выполнены они, как санки: с двух сторон медного запаянного контейнера, цеплявшегося к собачьим упряжкам, полозья. Внутри мог быть пеммикан — калорийный продукт из перетёртого мяса со специями.
— Какие памятники покорения русскими есть в Арктике?
— Первый вещественный объект появился в бухте Тихой — астрономический пункт в виде православного креста экспедиции Георгия Седова 1913 года. Рядом могила Зандера, механика судна «Святой мученик Фока», умершего от цинги через год. Это и сама бухта Тихая, где 15 лет спустя появилась первая на Земле Франца-Иосифа советская полярная станция. Далее освоение Арктики велось большими программами со строительством полярных станций. Несколько точек — Земля Александры, бухта Тихая, острова  Гукера и Рудольфа — известны, но требуют изучения.
— Вы сказали, что русские появились в Арктике относительно поздно. А как же поморы?
— Они ходили на Шпицберген из-за Гольфстрима, но на Земле Франца-Иосифа их не было. Присутствие поморов там вещественно не подтверждено. На Новой Земле другая картина: в октябре на севере острова обнаружили древнее поморское судно — карбас, примерно XVIII века.

1225_d1092-m

Он сделан по архаичным технологиям — шит можжевеловым корнем. Несколько образцов удалось вывезти. Специалисты в восторге и считают, что нужно делать экспедицию по исследованию объекта.

Открытия ещё впереди

— Такие работы планируются?
— В прошлом году мы изучили окрестности самой северной точки Новой Земли: потенциал у этого места есть. Сам мыс Желания очень интересен, там есть комплекс оборонительных объектов времён Великой Отечественной войны, построенных полярниками в ответ на обстрел станции немецкой подлодкой. В окрестностях также нашли советские промысловые становища 1930—50-х годов. Изучать это место нужно предметно и со знанием.
— Много говорилось о найденной на Земле Александры немецкой метеостанции «Кладоискатель». Удалось узнать новое?
— Приходят удивительные фотографии от исследователей из Польши, работающих в немецких архивах. На них изображено, как жило в 1940-е годы то, что мы исследовали натурно. Всплывают новые подробности, отчёты, фотографии станции и её персонала, самолёта, который эвакуировал немецких метеорологов с острова, их воспоминания. Пока нет информации о месте посадки самолёта, который эвакуировал персонал станции. И это очередная загадка. Остров большой, довольно скучный в плане ландшафта, и мы можем случайно пройти мимо интересных объектов, которые проливают свет на происходившие события.
— Вы, как историк, где ждёте открытий?
— Скоро сбудется мечта — поездка на остров Алджера. Хочется поработать и на самом северном острове Рудольфа. Там было несколько баз эпохи первооткрывателей и удалось выявить интересные образцы техники: уникальный вездеход на базе полуторки, но гусеничный, единственный из сохранившихся, и огромный четырёхмоторный самолёт ТБ-3, принимавший участие в поисках экспедиции 1937 года. А вообще поработать хочется много где: потенциал у Арктики огромный.

Та же гильза или обрывок ткани ценны свидетельством технологий, с помощью которых люди осваивали Арктику. Или событиями, которые с ними связаны: это может быть обычный сарай, а в него заходил Папанин! Так от небольшого предмета можно выйти на глобальные процессы — исторические и природные. Из этого и складывается История.

Фото Юлии Петровой, Сергея Холода и Евгения Ермолова. Становище экспедиции Э. Болдуина проливает свет на события столетней давности.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей