MENU
1296_d1092-m

06.07.2017 • Культура

Онуфриев позвал в оркестр

В музыкальном зале шум и какофония. Под скромное ля настраиваются вторые скрипки. Повторяют свою партию романса фа мажор Бетховена первые скрипки, кто-то из них бегло вспоминает сюиту Холста. Альт и виолончели, уже настроенные, пробуют струны. И только контрабас внушительно молчит. Но вот в зал входит дирижёр, и замирают все юные музыканты. Впереди — два часа репетиции струнного оркестра и полное погружение в музыку Холста, Бриттена и Бетховена. Сначала берут ноты Простой симфонии Бриттена (вторая и третья части)

В Котласе работала Международная летняя музыкальная академия для юных исполнителей

В репетицию — как в омут

Уникальную возможность выступить в составе оркестра получили скрипачи и виолончелисты на занятиях в Международной летней музыкальной академии в Котласе. Её для начинающих музыкантов уже в пятый раз открыли на базе школы искусств «Гамма» — с 25 по 30 июня.
И в этот раз помимо индивидуальных уроков ребятам предложили попробовать свои силы в большом музыкальном коллективе, возглавил который руководитель Архангельского государственного камерного оркестра дирижёр Владимир Онуфриев.

1294_d1092-m
Владимир Михайлович, подхватив идею летней академии в Котласе у музыканта Рувима Островского, уже пять лет держит все её «организационные ниточки» и является постоянным ведущим концертов, а в этом году, встав за дирижёрский пульт детского Фестивального оркестра, попробовал себя и в роли преподавателя.
И здесь всё было по-взрослому. Отработка произведений, когда порой над тремя-четырьмя тактами юные скрипачи трудились почти двадцать минут, добиваясь слаженности и точности звучания. Воспитание дисциплины, когда по взмаху руки дирижёра внимание музыкантов сосредоточивается только на нём и на произведении. И самое главное — выступления перед публикой. Их у Фестивального оркестра было два: в котласской больнице и на заключительном концерте в летней академии, одном из череды удивительных выступлений, куда приглашаются не только обучающиеся в академии, но и все жители города.

Вам Бетховен или Брамс?

Музыкальная программа этого года, как всегда у Владимира Онуфриева, была необычной. Непростой. И очень интересной.
Для обучающихся (а это, к слову, юные музыканты и артисты из Архангельска, Северодвинска, Мирного, Котласа, Коряжмы, посёлка Вычегодский, Воркуты, Сыктывкара, Липецка, Саратова, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга) и для котлашан выступил Московский ансамбль современной музыки, коллектив Arktisk sinfonietta, в составе которого норвежские, сербские и русские музыканты; лауреаты международных конкурсов Владислав Песин (скрипка), Пётр Лаул (фортепиано), Денис Северин (виолончель), а также Григорий Зотов (скрипка), Елена Онуфриева (альт), Анастасия Шестерикова (фортепиано).
Звучали и классические (Бранденбургский концерт № 6 И. Баха, соната № 31 Л. Бетховена, «Карнавал животных» К. Сен-Санса), и авангардные произведения, их исполнил МАСМ в программе «(R)evolution», объединившей авторов 20-х и 60-х годов XX века, в том числе Э. Денисова, С. Губайдулину и др.
А в заключительном концерте на сцену вышли юные музыканты, чтобы показать своё мастерство, отточенное на занятиях с профессорами академии В. Песиным, П. Лаулом, Д. Севериным, Г. Зотовым. Поднялись на сцену и ученицы 3-й музыкальной школы Северодвинска Варвара Кармановская (преподаватель И.В. Корель) и Анастасия Никитина (преподаватель Н.А. Лапшинова).

Играть и шагом, и бегом

Когда со сцены звучит лихая скрипка, зритель и не задумывается, как именно рождается звук, — отдаётся мелодии и наслаждению. Но чтобы играть легко и просто, нужно немало трудиться.
В скрипке важно всё: и постановка пальцев, и замах руки, и плавность движения смычка… Работая с юными скрипачами, музыкант Григорий Зотов, например, говорил скорее терминами физики и механики, нежели музыки: рычаг, винт, плоскость, давление, сила. И в какой-то момент из этой голой физики вдруг получалась красивая музыка: ребята, поняв преподавателя и свой инструмент, ставили правильно руку, давали нужный импульс пальцам, находили верную силу давления на смычок или точно считали четверти, восьмые и шестнадцатые доли — и на смену неловкому звучанию приходил чистый и лёгкий, вдохновенный звук.
Как нужно играть на скрипке? Мощно, но мягко. Как говорит Григорий Зотов: «Как медвежьей лапой ступаешь на струны», «Словно в болотных сапогах идёшь». Преподаватели-скрипачи будто писатели — дружат со словом и образом, подбирают для ребят такие сравнения, не понять которые просто невозможно: «Скрипач как хороший машинист: не заметишь, как поезд тронулся». «Играть можно и шагом и бегом. А тебе как удобно?» — и вслед за вопросом начинается подробный разбор постановки пальцев на струну. Да, в игре на скрипке мелочей не бывает.

Три в одном. И даже больше

В этом году открылась уже пятая, юбилейная летняя музыкальная академия в Котласе. Её посвятили сразу нескольким юбилеям: 80-летию Архангельской области, 100-летию Котласа и 60-летию школы искусств «Гамма». Благодаря поддержке губернатора Игоря Орлова она оказалась очень доступной для юных музыкантов — по три урока, например, каждый обучающийся в академии получил бесплатно. Участие в репетициях было бесплатным, проживание в общежитии всего 200 рублей за сутки с человека; полноценно и недорого питаться можно было прямо в буфете школы, что ребята и делали, так как день напролёт, с утра и до позднего вечера проводили в школе — на занятиях, репетициях, концертах, в увлечённом творческом общении друг с другом. И потому грустно было видеть среди участников этого насыщенного по программе, высокого по уровню приглашённых специалистов и музыкантов и очень демократичного по общению музыкального форума только двух северодвинцев.
Несомненно, открытием музыкальной академии можно назвать создание фестивального струнного оркестра — работа с профессиональным дирижёром (да ещё таким требовательным и внимательным, как В.М. Онуфриев) даёт начинающим музыкантам новый опыт — сотрудничества, сотворчества. Индивидуальное общение с профессорами, где исправляются ошибки исполнения, оттачиваются штрихи и разбираются сложные места в произведениях, помогает совершенствоваться в мастерстве, расти над собой, познавать свои новые возможности. Ну а ежедневные концерты (о каждом можно дать отдельные заметки — чего стоит только исполнение музыкантами Arktisk sinfonietta дивертисмента Ж. Ибера или «Быка на крыше» Д. Мийо!) открывают новые музыкальные горизонты.
— Летняя музыкальная академия, — замечает Владимир Онуфриев, — это не только учёба, это и музыкальный фестиваль. То, что преподаватели утром отрабатывают с детьми, вечером они демонстрируют сами в своих выступлениях. Начинающие артисты буквально пропитываются культурой музицирования. Одно без другого не работает, поэтому концерты — обязательная часть нашей творческой встречи.
Юные обучающиеся с большим интересом внимали артистам на каждом выступлении. Да и для профессиональных исполнителей и преподавателей музыкальных школ этот фестиваль, несомненно, оказался полезен своим творческим общением — и на разных человеческих языках (норвежском, сербском, английском, русском), и на общем для всех языке музыки.

В летней музыкальной академии работала и хоровая ассамблея. В этом году её профессором был Почётный работник высшего профессионального образования РФ Сергей Семёнович Серебренник (г. Вологда). Участники ассамблеи также выступали на заключительном концерте академии.

Эта творческая встреча стала возможной благодаря гранту, который получила автономная некоммерческая организация «Центр поддержки творческих инициатив «Стремление» (руководитель Дмитрий Купленников). Участие в работе академии Московского ансамбля современной музыки поддержало Министерство культуры Российской Федерации, а Arktisk sinfonietta — Баренц-секретариат.

Фото автора. На первом концерте в летней академии ансамбль Arktisk Sinfonietta исполнил произведение Д. Мийо.

Comments are closed.

« »